с чего начать свой путь к богу

neon liubov nadpis 125424 1280x720 Что значит

С чего начать нам

С чего начать нам, никогда не занимавшимся исследованием сердец наших? Стоя вне, будем стучаться молитвою и постом, как Господь повелел: «Толцыте, и отверзется вам».

Прп. Макарий Великий

Часто новоначальные люди задают такой вопрос: «А зачем я должен молиться чужими словами на незнакомом мне языке?» Вопрос, надо сказать, по существу. Действительно, почему, открывая молитвослов, мы читаем слова других людей, причем многие из них совсем непонятны.

Молитвенное правило следует понимать как способ приобретения молитвенного навыка. Правило – это выправление, исправление нашей духовной жизни, потомуто оно и необходимо, и в этом только его необходимость и состоит. Святитель Игнатий писал: «Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего божественного и духовного, хотя бы и была богата мудростью этого мира. Для вспомоществования младенческой душе святая Церковь установила молитвенное правило. Цель правила, доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, причем мыслей и чувств правильных, святых, Богу угодных».

2051580801 3c20f6d4d5

Часто мы машинально произносим слова молитвы, совершенно не осознавая, что разговариваем с Богом. А ведь слово – это не пустой звук, оно живо и действенно. Когда человек приступает к Богу и начинает что-то говорить Ему – это великое дерзновение. Для того чтобы сказать Богу слова настоящие, искренние, живые, надо иметь для этого некое основание. Ведь пустые слова Богу не скажешь. Бессмысленными словами, которые ничего не весят, не стоят ничего, к Богу не обратишься.

Когда мы открываем молитвослов, там есть удивительные, правильные и простые слова: «Прежде чем начинаешь молиться, постой немного, помолчи, сделай так, чтобы все твои душевные чувства успокоились, умирились, и тогда только из молчания произнеси: „Боже, милостив буди мне грешному”, – представив себя сейчас перед Богом стоящим». Не Бога надо представить себе, потому что Бога не видел никто и никогда и представить Его невозможно, – это ошибочное и опасное явление, когда человек, чтобы настроить себя на молитву, начинает представлять образ Божий. Только себя можно представить перед Богом, это и надо сделать – предстать перед Невидимым и Живым Богом, в присутствии Которого ты находишься, и из этой глубины начать что-то говорить.

А что ты можешь Богу сказать? А сказать-то нечего, кроме как: «Боже, милостив буди мне грешному». И поэтому, чтобы научиться с Богом разговаривать, Церковь предлагает нам молитвы, написанные святыми отцами. Их молитвы – живые, от сердца исходящие слова, не придуманные специально. Внутренний духовный инструмент святого человека настроен очень гармонично, поэтому его слова созвучны Богу. Это настоящая песнь духовная.

Душа каждого человека подобна музыкальному инструменту, она всегда поет Творцу. Человек так устроен Богом, чтобы всегда Его восхвалять, только наш инструмент расстроен, и слушать эту фальшь невозможно. А Господь нас терпеливо слушает. Мы так не умеем слушать друг друга, как Господь слушает нас. Но когда мы читаем, скажем, молитву Василия Великого, происходит нечто удивительное – мы настраиваем инструмент своей души на очень высокий молитвенный лад, если мы эти слова, слова святых, произносим по-настоящему глубоко, пытаемся их в свое сердце принять, сделать их своими словами. Это очень и очень тяжело, это величайшее упражнение. Нет ничего более трудного, как говорят святые, чем молиться. Есть русская пословица о том, что две самые тяжелые вещи – опекать престарелых и молиться. Это значит – кровь проливать и в том, и в другом случае.

Чтение молитвенного правила подобно настройке музыкального инструмента. Но не только молитвой мы настраиваем свою душу на богообщение. На протяжении долгих лет жизни человек настраивает себя и покаянием, и участием в богослужении, и добрыми делами. И наконец молитва приобретает некоторое качество, с течением времени звучание слов: «Помилуй мя, Боже», начинает походить на то, каким оно было у царя-пророка Давида.

Путь к Богу – молитва

Путь к Богу – молитва. Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно – и удобно наследуешь спасение.

Свт. Игнатий Брянчанинов.

Молитвенное правило должно нас исправлять, но оно не должно стать для нас препятствием к молитве. Мы вычитываем большое количество молитв, не понимая, что мы делаем, зачем это нужно, и тем самым не молитвенное правило становится необходимым для нас, а мы,, становимся рабами молитвенного правила.

Исполнение правила, не осмысленного нами, не понятого, не воспринятого по мере наших духовных сил, приводит к тому, что то, что должно служить человеку для спасения, подчас становится причиной торможения и даже духовного умирания. Нельзя становиться рабами некоего уставного обессмысленного содержания, иначе потеряешь всякую молитву. Для тех, кто отвергает опыт молитвы святых отцов, святитель Игнатий Брянчанинов достаточно жестко написал, что человек не должен молиться от себя. «Не дерзни произносить Богу многоглагольных и красноречивых молитв, тобою сочиненных, как бы они ни казались тебе сильны и трогательны. Они – произведение падшего разума и, будучи жертвой оскверненной, не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий. А ты, любуясь изящными выражениями сочиненных тобой молитв и признавая утонченное действие тщеславия и сладострастия за утешение совести и даже благодати, увлечешься далеко от молитвы в то самое время, когда тебе будет представляться, что ты молишься и уже достиг некоей степени богоугождения».

А вот святитель Феофан Затворник пишет прямо противоположные вещи: что молиться только по молитвеннику это примерно то же, что говорить с Богом по разговорнику. И это тоже совершенно верно. Неужели у нас совсем нет для Господа своих собственных слов? Если мы верим в Бога, как же мы можем только правилами ограничить свою молитвенную жизнь? Значит, мы должны одновременно идти и вторым путем, мы должны искать слов выражения своей духовной жизни, своей нужды в Боге.

Но бывает, к сожалению, что прочитал человек утреннее правило и выдохнул облегченно – можно о Боге до вечера не вспоминать. Это ужасно. Духовная жизнь, если она настоящая, живая, такова, что человек не может ни минуты не вспоминать о Боге. Он должен постоянно пребывать в общении с Господом, все время перед Богом ходить, спит ли он, говорит ли, что бы ни делал.

Об этом апостол Павел говорит: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17). Понятно, что нельзя непрестанно читать правило, потом взять в руки акафист, псалтирь – и так по кругу. Не об этом идет речь. Когда апостол Павел говорит о непрестанной молитве, он говорит прежде всего о состоянии человеческой души, о том, насколько его душа с Богом пребывает.

Если у человека нет слов для Бога, это очень опасное явление. Очень тревожно, если человек как бы живет духовной жизнью, исповедуется, причащается, посты соблюдает, а для Бога слов у него нет. Поэтому жизнь наша духовная прежде всего состоит в приобретении навыка молитвы.

Читайте также:  к чему снятся грязные цыплята

Цель молитвенного правила состоит в том, чтобы желание молиться в человеке не преставало, чтобы молитва в нем присутствовала всегда, в любой форме, даже когда она не выражается словами, есть и такая форма молитвы. Когда человек молится по-настоящему, ему никакое молитвенное правило уже не нужно.

Источник

Что необходимо сделать, чтобы приблизиться к Богу?

Окончание беседы с старцем Лукой (насельником монастыря Филофей).

Что необходимо сделать для того, чтобы приблизиться к Богу?

Достичь более тесной связи с Богом нам мешает мирское мудрование. Освободившись от него – мы обретем Божественную благодать и будем (как первые христиане) уже в этой жизни чувствовать радость Рая. Об этом говорит Сам Спаситель: «Царствие Божие внутрь вас есть». То есть всякий, кто приносит истинное покаяние, имеет уже в своей земной жизни ощущение Царствия Небесного. Ведь в Таинстве Исповеди Бог подобно огню уничтожает грех, и наполняет человека светом Своей Благодати.

После того как человек покается и придет в себя – он становится сосудом благоговения и благочестия. Ему не обязательно что-то говорить или делать, чтобы свидетельствовать окружающим о Боге.

Увы христианину, пытающегося принести пользу через изложение своих мыслей, знаний, взглядов, теорий. Толку от этого не будет.

Без смирения не может быть настоящего богословия. Если у человека нет смиренного сердца, в нем не будет обитать Бог.

В чем значение монашества?

– Монах – это человек живущий в покаянии, а монашество – это средоточие христианства. Иноки – это передовой отряд Церкви. Монахи призваны последовать Евангелию в полной мере. Не рассуждать о заповедях, а стараться их исполнять.

Если монах, оставив мир, начинает размышлять о преимуществах мирской жизни – он сам разоряет свои духовные достижения. Более того, он искажает саму суть монашества.

Почему человек может утерять Божественную благодать?

Через покаяние мы вновь обретаем себя, восстанавливаем нашу разрушенную связь с Богом.

Что еще может отдалить нас от Бога?

– Неправильное отношение к вещам. Когда человек свою любовь от Бога переносит на вещи – он становится ненасытным. Страсть сребролюбия фактически становится формой язычества, ведь человек поклоняется уже не Творцу, а твари.

А что представляет собой человек вернувшийся в свое естественное состояние?

– Он становится живой иконой Бога.

Чтобы драгоценные камни засверкали, они должны пройти определенную огранку. Так же и человек. Образ Божий был искажен в нас грехом и Бог подобно мастерам, обрабатывающим алмазы, отсекает от нас лишнее, придавая нам первозданную красоту.

Мы смотрим на ограненный алмаз и он сверкает со всех сторон, то же самое происходит и с вернувшимся в свое естественное состояние человеком. Этот свет и красота уже были у него внутри, но если бы Бог не отсек все наносное, они бы так и остались замурованы и не реализованы.

На первый взгляд христиане, уходя от злых дел мира, теряют связь и с самим миром. Но это не так: обретая связь с Богом, человек выстраивает правильные отношения и со всем миром. И наоборот: по мере потери связи с Творцом, мы словно оказываемся в тумане, а наши взаимоотношения с миром утрачивают гармонию.

Каждый христианин – икона Христа, которая становится видимой и изобразимой по мере того, как он очищается от греха. Но если мы будем ориентироваться не на Христа, а на этот мир – загубим данные нам Богом таланты и возможности.

Каждый человек сотворен для того, чтобы сделать что-то прекрасное и достойное Бога, а мы растрачиваем себя на пустые и никчемные вещи. Во время Таинства Крещения мы обещались Богу и отрицались Сатаны и всех дел его. Так почему же теперь хотим хоть краешком захватить и вкусить греховных «наслаждений»?

Что нам может дать мир? Бесконечно бедный и убогий в сравнении с Богом.

Какому Господину мы служим, от того и получим награду. Будем творить добро – нас вознаградит Господь. Но что значит «творить добро»? Значит преобразить себя и стать достойным Бога.

1 Отрывок из «Дидахи» (учения (12 апостолов), раннехристианского памятника, содержащего уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи.

2 «Совершенство чистоты – есть начало богословия». (Преп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. М., 1873. С. 306.)

3 «Тварный мир представляет собой неделимое целое; таким образом, спасение каждого человека неразрывно связано со спасением всего человечества и даже, еще шире, со спасением всей вселенной. Вот почему слова апостола Павла «Мы члены друг Другу» (Еф. 4:25) должны быть осмыслены во всей широте их значения… Именно это чувство космического единства выражено преподобным Силуаном Афонским: Кто носит в себе Духа Святого. тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога, или противятся ему, и потому идут в огонь мучения. За них он молится день и ночь, больше чем за себя, чтобы все покаялись и познали Господа (Епископ Диоклийский Калист «Спасение по учению преподобного Силуана Афонского).

Источник

С чего начать путь к Богу?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Вопрос читателя:

Добрый день! Церковь как закрытый мир для меня, я как будто живу в другом мире, а верующие в другом, и я все никак не могу пробиться в этот мир. Не понимаю, как изучать этот мир, столько информации, если только как любую науку осваивать, идти в учебное заведение и по программе от простого к сложному пытаться изучить предмет, чтобы создать базу первоначальную, от которой можно дальше развиваться.

Не могу понять, как структурировать, как изучать. Искать ли учителя (духовного наставника), который провел бы или направил? Само не складывается, встреч судьбоносных не происходит, а сама как без почвы под ногами, болтаюсь и не знаю, куда- к кому-как.

Слушая воцерковленных людей — их воцерковление в основном это встреча с людьми, которые стали по сути Учителями. Стремлюсь к тому, чтобы воцерковление мое стало искренним и глубоко принимаемым и понимаемым, а пока только ощущение, что метафизическое можно интерпретировать разновариантно и подстраиваимо. Понимаю, что соблюдение церковных правил необходимо для внешнего форматирования, но это только средства.

Где же та точка отсчета и как к ней приблизиться?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Елена, здравствуйте!

Очень рад Вашему доброму и благому желанию — прийти в Церковь, я бы даже сказал, вернуться домой — к Богу. Ведь именно так часто христиане и называли путь к Богу — возвращение домой.

Вы очень верно расставляете акценты — и правильно понимаете, что важно, и верно задаете вектор. И теперь я Вам еще немного расскажу о Церкви.

На самом деле в Церкви все очень и очень просто. Только вот если пытаться все постигать через призму научного подхода, то будет очень и очень непросто. И может получиться горе от ума. Так что богословское образование — это, безусловно, хорошо и правильно, если есть такая возможность. Но самое главное — это личный духовный опыт и опыт церковной жизни. И вот его-то и надо начать приобретать.

Читайте также:  pir датчик что это такое

Начать надо с начала, с главного и основополагающего — с исповеди и Причастия. Самое главное — принести Господу свои грехи, свою черноту души, свою духовную грязь. Принести и оставить на исповеди, не возвращаясь больше к этим нечистотам. И попалить всю эту темноту силой Крови и Тела Христова, освятить себя Причастием.

Исповедь — это потрясающее Таинство, в котором из души человека изглаживаются грехи и человек получает силу, благодать Божию, на то, чтобы залечились те душевные раны, которые были накоплены за годы предыдущей жизни. От исповеди к исповеди человек учится все трезвее, объективнее, глубже видеть и понимать себя. И чистит-вычищает свои душу и сердце.

Одновременно советую Вам договориться со священником о беседе. Без духовного руководства — тут Вы тоже верно говорите — в духовной жизни не обойтись, потому что кто-то должен Вам подсказывать, что и как делать с собой и своей душой, а где-то буквально за руку провести по правильному пути. Очень хорошо, если Вам встретился опытный священник, или Ваши родители, или Ваши крестные были духовно опытными людьми и смогли передать свои знаний и стать своего рода образцом того, как следует поступать с собой. Так повезло далеко не всем, и ничего страшного. Сейчас, сегодня вполне достаточно будет, чтобы Вы поговорили с тем священником, к которому будете потом приходить на исповедь и который, таким образом, станет Вашим духовником. Походите в храм, присмотритесь немного к батюшкам. А можете помолиться, от души попросить Бога о том, чтобы все сложилось, и просто прийти к храм и спросить за вечным ящиком (где свечи продают), как Вам можно договориться о беседе. Если сразу не сложится, приходите еще и еще раз. Вы начинаете добрый путь, и тут могут возникнуть искушения. А дальше Вы уже будете обсуждать Ваш путь и вопросы со священником лично.

Чтобы разобраться немного в догматике, купите самый простой «Закон Божий» и прочитайте его. Отметьте непонятные места и разберитесь с ними. На первое время этого будет достаточно, а там дальше уже Вы приобретете какие-то знания, да и батюшка подскажет.

Конечно, хорошо найти духовного отца, который направит и поможет. Но не всем получается сразу найти такого, потому я бы посоветовал найти священника, близкого по духу, не пренебрегая его образованием и познаниями. И попросить духовного руководства для новоначального. Если все пойдет правильно, то Вы сами будете расти в вере, находить информацию и изменяться. Но сперва нужно обратить все свое внимание внутрь себя, в эту бесконечную пропасть нашей греховной души.

Также начать читать Евангелие. Не стараться понять сразу умом, но попробовать постигнуть душой. Молиться по молитвослову, пытаясь душой понять слова. Можно прочитать перевод, чтобы язык молитвы стал более понятным. Также очень хорошо почитать святых отцов, но не много и запоем, а понемногу, пытаясь постигнуть смысл и глубину.

Источник

Восемь шагов новоначального христианина

Начи­ная свой хри­сти­ан­ский путь, ново­на­чаль­ный хри­сти­а­нин, или, как нынче при­нято гово­рить, воцер­ков­ля­ю­щийся чело­век, ста­но­вится залож­ни­ком скуд­но­сти соб­ствен­ных знаний о пра­во­слав­ной вере. Хочется посту­пать как поло­жено хри­сти­а­нину, а вот как поло­жено – не всегда понятно. Обра­ще­ние к совре­мен­ным источ­ни­кам инфор­ма­ции порой даже больше затруд­няет поиск нужных отве­тов. В интер­нете инфор­ма­ции столько, что за всю жизнь не пере­чи­тать, а полки в книж­ных мага­зи­нах пора­жают оби­лием пра­во­слав­ной лите­ра­туры. Очень легко поте­ряться в таком море инфор­ма­ции. В этой пуб­ли­ка­ции кратко опи­саны восемь шагов, кото­рые помо­гут ново­на­чаль­ному хри­сти­а­нину пра­вильно выстро­ить свою духов­ную жизнь и укреп­ляться в вере.

1. Изу­че­ние Свя­щен­ного Писа­ния

Свя­щен­ное Писа­ние – это источ­ник Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, из него мы узнаём о Боге и Его запо­ве­дях. Основа хри­сти­ан­ского веро­уче­ния – Еван­ге­лие, назва­ние это пере­во­дится как «Благая весть». Она дана всем людям, каждый может изу­чать Еван­ге­лие и пости­гать учение Хри­стово, кото­рое в нем содер­жится. У хри­стиан нет ника­ких тайных знаний о Боге, мы чер­паем знания со стра­ниц Свя­щен­ного Писа­ния. И для свя­щен­ника, и для миря­нина Еван­ге­лие оди­на­ково, и все в оди­на­ко­вой сте­пени при­званы соблю­дать те запо­веди, кото­рые дал Гос­подь. Поэтому для хри­сти­а­нина важно читать и изу­чать Свя­щен­ное Писа­ние.

Чтение стоит начи­нать с Нового Завета, с Еван­ге­лия, еже­дневно про­чи­ты­вая хотя бы по одной, а лучше по несколько глав, но надо пом­нить, что вдум­чи­вое его изу­че­ние не пред­по­ла­гает поспеш­но­сти. Поэтому совсем не лишним будет парал­лельно с чте­нием поль­зо­ваться тол­ко­ва­ни­ями святых отцов, в кото­рых глу­боко рас­кры­ва­ется суть еван­гель­ских повест­во­ва­ний.

Очень хорошо будет при­со­еди­ниться к группе по изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния. Такие группы, очные и дистан­ци­он­ные, бывают при храмах и пра­во­слав­ных учеб­ных заве­де­ниях. При выборе дистан­ци­он­ной группы в интер­нете надо удо­сто­ве­риться, что группа пра­во­слав­ная, иначе есть риск попасть к сек­тан­там или ере­ти­кам.

2. Личная молитва

Для хри­сти­а­нина очень важно научиться пра­вильно молиться, поскольку молитва – это стер­жень духов­ной жизни, живое обще­ние с Богом. Начи­нать надо с самого про­стого – молитвы «Отче наш», кото­рую дал нам Гос­подь Иисус Хри­стос. Несмотря на кажу­щу­юся про­стоту, эта молитва очень глу­бока по своему содер­жа­нию и фак­ти­че­ски охва­ты­вает всю жизнь чело­века. «Отче наш» — это та молитва, кото­рую каждый хри­сти­а­нин должен знать наизусть.

Конечно, можно молиться и своими сло­вами, испра­ши­вая у Гос­пода потреб­ное для души и тела и бла­го­даря за мило­сти. Но будет пра­виль­ным при­бег­нуть к мно­го­ве­ко­вому молит­вен­ному опыту Церкви, кото­рый содер­жится в раз­лич­ных молит­вах, напи­сан­ных свя­тыми отцами. Из таких молитв состав­лены спе­ци­аль­ные сбор­ники – молит­во­словы. В них содер­жатся утрен­ние и вечер­ние молитвы, молитвы, кото­рые чита­ются перед Святым При­ча­ще­нием, и многие другие. Начав с регу­ляр­ного чтения «Отче наш» утром и вече­ром, закре­пив это дела­ние как обя­за­тель­ное духов­ное заня­тие, можно при­сту­пать к чтению утрен­них и вечер­них молитв из молит­во­слова. Пона­чалу может быть затруд­ни­тельно про­чи­ты­вать все молитвы, поэтому можно добав­лять их поне­многу.

Молитвы напи­саны на цер­ков­но­сла­вян­ском языке, что пона­чалу может созда­вать опре­де­лен­ные слож­но­сти – тексты могут быть не вполне понятны, а местами даже совсем непо­нятны. В этом случае стоит обра­титься к тол­ко­вым молит­во­сло­вам, разо­брать молитвы, поль­зу­ясь парал­лель­ным пере­во­дом. Без­дум­ное повто­ре­ние непо­нят­ных слов и выра­же­ний не при­но­сит ника­кой духов­ной пользы. Молитвы – это не заго­воры или закли­на­ния, а бла­го­го­вей­ная беседа с Богом. Оче­видно, что бесе­до­вать нужно осмыс­ленно, иначе есть веро­ят­ность быть не услы­шан­ным. Также необ­хо­димо пом­нить, что суть – это не меха­ни­че­ское вычи­ты­ва­ние молитв, а именно сама молитва, со вни­ма­нием, сосре­до­то­че­нием и пони­ма­нием про­чи­тан­ного.

3. Уча­стие в бого­слу­же­ниях

Молитва бывает не только личной, но и обще­ствен­ной. Цер­ковь – это не только здание храма, кото­рое мы при­выкли так назы­вать, но, в первую оче­редь, это сово­куп­ность хри­стиан во главе с Иису­сом Хри­стом. Гос­по­дом и апо­сто­лами мы научены соби­раться вместе для молитвы и бла­го­да­ре­ния Бога. Поэтому одной из прак­ти­че­ских сторон духов­ной жизни пра­во­слав­ных хри­стиан явля­ется уча­стие в сов­мест­ном бого­слу­же­нии. Пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние неве­ро­ятно инте­ресно и глу­боко по своему содер­жа­нию. Оно очень сим­во­лично, ни одного дей­ствия не про­ис­хо­дит «для кра­соты», во всём заклю­чён глу­бо­кий смысл. По мере изу­че­ния состава и строя службы при­хо­дит пони­ма­ние заклю­чён­ных в бого­слу­жеб­ных дей­ствиях глу­бины, смысла и вели­чия. Для изу­че­ния цер­ков­ных служб суще­ствует мно­же­ство посо­бий в разных фор­ма­тах.

Читайте также:  к чему снятся клыки у себя

Не стоит сму­щаться и того, что пона­чалу непо­ня­тен язык бого­слу­же­ния, ведь оно совер­ша­ется на цер­ков­но­сла­вян­ском языке. Он, как и всякий язык, для пол­ного пони­ма­ния тре­бует углуб­лен­ного изу­че­ния, но на первом этапе будет вполне доста­точ­ным изу­чить пере­воды бого­слу­жеб­ных тек­стов с пояс­не­ни­ями к ним.

Глав­ное пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние – это Боже­ствен­ная литур­гия. Также ее назы­вают евха­ри­стией, что в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «бла­го­да­ре­ние», ведь бла­го­да­ре­ние Бога состав­ляет глав­ное содер­жа­ние этого бого­слу­же­ния. Во время литур­гии веру­ю­щим под видом хлеба и вина пре­по­да­ется истин­ное Тело и истин­ная Кровь Гос­пода нашего Иисуса Христа во остав­ле­ние грехов и в жизнь вечную ( Ин.6:48–54 ). Сам Спа­си­тель пока­зал пример первой евха­ри­стии, совер­шив Тайную вечерю со своими уче­ни­ками, и впер­вые при­ча­стив их.

Именно с литур­гии и стоит начи­нать свое зна­ком­ство с пра­во­слав­ным бого­слу­же­нием. Уча­стие в евха­ри­стии – жиз­ненно важное для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина дело. Тра­ди­ци­онно хри­сти­ане соби­ра­ются для сов­мест­ной молитвы в вос­крес­ный день, кото­рый име­ну­ется малой Пасхой, и при­ча­ща­ются Святых Хри­сто­вых Тайн за Боже­ствен­ной литур­гией.

4. Изу­че­ние основ пра­во­слав­ной веры

Духов­ное насле­дие Церкви неве­ро­ятно обширно – дог­ма­тика, каноны, тво­ре­ния святых отцов и многое другое. Углуб­лен­ное изу­че­ние бого­слов­ских дис­ци­плин явля­ется зада­чей для свя­щен­но­слу­жи­те­лей, бого­сло­вов, но также вполне доступно каж­дому жела­ю­щему. Ново­на­чаль­ный хри­сти­а­нин рис­кует поте­ряться в обилии инфор­ма­ции, если начнет хва­таться за всё сразу. Какой бы инте­рес­ной и при­вле­ка­тель­ной для чтения ни была пред­ла­га­е­мая в раз­лич­ных источ­ни­ках инфор­ма­ция, начи­нать надо с малого. Нельзя сразу кор­мить мла­денца твер­дой пищей, сна­чала он растет на молоке матери.

Само­сто­я­тель­ное изу­че­ние основ Пра­во­сла­вия стоит начать с «Сим­вола веры» и пояс­не­ний к нему. «Сим­во­лом веры» назы­ва­ется крат­кое и точное изло­же­ние основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Он состоит из две­на­дцати членов (пред­ло­же­ний), и в каждом из них содер­жится особая истина, или, как еще назы­вают, догмат нашей пра­во­слав­ной веры.

Далее стоит углу­биться в изу­че­ние инфор­ма­ции о Таин­ствах Пра­во­слав­ной Церкви. Выше уже было ска­зано о Евха­ри­стии – это одно из семи Таинств. Полез­ным будет и озна­ком­ле­ние с пра­во­слав­ным кален­да­рем – празд­ни­ками, постами, жити­ями святых.

Самое надёж­ное обра­зо­ва­ние – систем­ное, самое ценное – очное, к нему отно­сятся кате­хи­зи­че­ские беседы и заня­тия в вос­крес­ной школе для взрос­лых. Кроме знаний они вводят чело­века в общину веру­ю­щих. Суще­ствуют и дистан­ци­он­ные курсы, среди кото­рых можно выде­лить Про­све­ти­тель­ские курсы при Сре­тен­ской духов­ной семи­на­рии.

Посо­бия для ново­на­чаль­ных можно найти в раз­деле Кате­хи­за­ция нашего пор­тала.

Реко­мен­дуем также вос­поль­зо­ваться биб­лио­те­кой «Азбуки веры». В ней содер­жатся тысячи трудов, поэтому начи­нать стоит с раз­дела «Что читать хри­сти­а­нину».

5. Пока­я­ние как пере­осмыс­ле­ние и изме­не­ние жизни

Начи­ная хри­сти­ан­скую жизнь, чело­век должен заду­маться о том, как он жил до этого момента, и как должен жить дальше. Кри­те­рием для такого осмыс­ле­ния соб­ствен­ной жизни явля­ется Еван­ге­лие, учение Хри­стово. При­ни­мая Христа как Спа­си­теля, чело­век при­ни­мает и усло­вия спа­се­ния. Бог спа­сает нас, но не без нашего уча­стия. Усло­вия спа­се­ния – это пока­я­ние в грехах, исправ­ле­ние и жизнь по запо­ве­дям Божьим. Нельзя упор­ство­вать в грехе, назы­вая себя хри­сти­а­ни­ном. Грехи сле­дует испо­ве­дать и ста­раться больше к ним не воз­вра­щаться.

Таин­ство Пока­я­ния (Испо­ведь) даёт воз­мож­ность хри­сти­а­нину полу­чить про­ще­ние грехов от Бога для после­ду­ю­щего исправ­ле­ния. Испо­ведь при­ни­мает свя­щен­ник, кото­рый явля­ется сви­де­те­лем пока­я­ния чело­века перед Богом. Выслу­шав испо­ведь, он совер­шает види­мый знак отпу­ще­ния грехов – читает раз­ре­ши­тель­ную молитву.

6. Само­на­блю­де­ние

Хри­сти­а­нин должен быть вни­ма­те­лен к себе, к своим поступ­кам и отно­ше­ниям с дру­гими людьми. То, что каза­лось про­стым и при­выч­ным до обра­ще­ния к вере, может стать недо­пу­сти­мым для хри­сти­а­нина. Такие «повсе­днев­ные» грехи как осуж­де­ние, пусто­сло­вие, раз­дра­же­ние, гнев, сквер­но­сло­вие и многие другие – это то, с чем при­дется еже­дневно бороться. И тут без само­на­блю­де­ния никак не обой­тись. При­дется бить себя по рукам и при­ку­сы­вать язык, ста­ра­ясь исклю­чать эти грехи из своей повсе­днев­ной жизни. Тут в помощь усерд­ная молитва и регу­ляр­ная испо­ведь. Чем больше усер­дия в доб­ро­де­тели, тем больше и помощи от Гос­пода.

7. Добрые дела

Изучая Еван­ге­лие, мы встре­чаем слова Христа: «Запо­ведь новую даю вам, да любите друг друга; как Я воз­лю­бил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои уче­ники, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). Учение Хри­стово в первую оче­редь о любви. «Любовь есть испол­не­ние закона», – пишет апо­стол Павел ( Рим.13:10 ).

Любовь без добрых дел немыс­лима. Хри­сти­а­нин при­зван Спа­си­те­лем любить ближ­него: «воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» ( Мк.12:31 ). Ближ­ний – это не только род­ствен­ник или друг, а всякий чело­век, встре­ча­ю­щийся на жиз­нен­ном пути. Любовь к ближ­нему – это не просто слова, а, в первую оче­редь, дела. Дела, на кото­рые тол­кает вера, ибо «вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ).

Добро можно делать всегда и везде, поэтому нет необ­хо­ди­мо­сти про­во­дить спе­ци­аль­ную клас­си­фи­ка­цию добрых дел. Всегда, когда есть воз­мож­ность сде­лать добро, нужно ста­раться делать его во славу Гос­пода.

8. Обре­те­ние духов­ника

Ново­на­чаль­ному хри­сти­а­нину может быть довольно сложно в духов­ных вопро­сах. Духов­ная жизнь полна «под­вод­ных камней» и слож­но­стей. Чем больше чело­век стре­мится быть ближе к Богу, тем силь­ней опол­ча­ется на него лука­вый. Бесов­ские козни могут быть изощ­рен­ными и хит­рыми, неза­мет­ными на первый взгляд. С опытом при­хо­дит духов­ное вни­ма­ние и ви́дение. Хри­сти­а­нин – это воин, кото­рый обре­тает опыт в битвах с неви­ди­мым про­тив­ни­ком. Но как воину нужен опыт­ный коман­дир, так хри­сти­а­нину нужен настав­ник – духов­ник. Это свя­щен­ник, кото­рый будет помо­гать расти духовно, настав­лять в вере и бла­го­че­стии, при­ни­мать испо­веди.
Как обре­сти духов­ника? Нужно усердно молиться, чтобы Гос­подь помог в этом деле. Важно не стес­няться обра­щаться с духов­ными вопро­сами к свя­щен­ни­кам в храме. Не нужно бояться отвлечь свя­щен­ника от потен­ци­аль­ных «более важных вопро­сов». Ответы на духов­ные вопросы при­хо­жан – прямая обя­зан­ность при­ход­ского свя­щен­ника. Если обще­ние со свя­щен­ни­ком скла­ды­ва­ется, и советы его помо­гают духов­ному росту, то, воз­можно, это и есть тот самый иско­мый духов­ник.
Не всегда бывает воз­мож­ность задать все вопросы, кото­рых порой соби­ра­ется немало, духов­нику лично, тогда можно полу­чить ответ на нашем сайте в раз­деле «Вопросы и ответы».

На пути в Цар­ство Небес­ное ново­на­чаль­ного хри­сти­а­нина под­сте­ре­гает много иску­ше­ний, про­блем, да и просто непо­нят­ных вещей. Поэтому насто­я­тельно сове­туем озна­ко­миться с Осно­вами духов­ной без­опас­но­сти.

Источник

Моя дача
Adblock
detector