что нужно знать для олимпиады по обществознанию

kolca plate obruchalnyy para svadba 4361 1280x720 Что значит
Содержание
  1. Как стать абсолютным победителем на Всеросе по обществознанию
  2. Подготовка к ВСоШ
  3. Как проходит Всероссийская олимпиада
  4. Забудьте о личном времени
  5. Как побеждать в олимпиадах по обществознанию
  6. Подготовка к олимпиаде по обществознанию
  7. Какие существуют олимпиады по обществознанию
  8. Статьи по философии для подготовки к олимпиадам
  9. Школьный курс по обществознанию для подготовки к олимпиадам
  10. Как подготовиться к Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию самостоятельно
  11. Содержание статьи
  12. Стимулы участвовать в олимпиаде по обществознанию
  13. Когда нужно начинать готовиться
  14. Что нужно знать, чтобы победить в олимпиаде по обществознанию
  15. Какие задания могут встретиться на олимпиаде по обществознанию?
  16. Как подготовиться?
  17. Как успеть все выучить?
  18. Что нужно знать для олимпиады по обществознанию
  19. По обществознанию «подготовка к олимпиаде»

Как стать абсолютным победителем на Всеросе по обществознанию

Ученик Фоксфорда о том, почему можно забыть о личном времени, к каким заданиям готовиться на каждом этапе и от чего зависит успех на Всероссийской олимпиаде школьников

hjhj

IMG 1252 19 06 18 02 531

Моя олимпиадная карьера началась в конце 8 класса. На одной из выездных школ я познакомился с Георгием Шашеро, который рассказал об олимпиадах и дал рекомендации по подготовке к ним.

В середине 8 класса я уже задумывался о цели своего существования и научном направлении, с которым хотел бы связать свою жизнь. Выбор пал на историю. Я начал изучать этот предмет, но в выездной школе познакомился с другими социальными науками и нашёл своё призвание — обществознание.

Подготовка к ВСоШ

Летом я случайно нашел записи онлайн-занятий Георгия Александровича за прошедший год и начал усиленно готовиться. Осенью я стал посещать занятия по обществознанию в «Центре педагогического мастерства» и записался на олимпиадный курс Дмитрия Фёдорова в Фоксфорде.

blackboard 2

Центр педагогического мастерства (ЦПМ) готовит талантливых школьников к олимпиадам и координирует этапы всероссийской олимпиады. За группой учеников ЦПМ закрепляется куратор — профессиональный преподаватель или студент соответствующей специальности, который проверяет работы, проводит очные и онлайн-консультации, помогает настроиться на победу.

Изначально я занимался 2 раза в неделю, а зимой после регионального этапа по 5 и даже 6 раз. Каждое занятие, так называемая «пара», длится полтора часа с перерывом. Больше половины встреч проходило в режиме лекции преподавателя и семинарского обсуждения материалов домашнего задания. Это могла быть тема по социологии, например, «Символический интеракционизм»: после исторической сводки лектора мы разбирали основные тезисы этой школы и знакомились с её представителями.

На других занятиях мы сразу без предварительной подготовки читали и разбирали классическое теоретическое рассуждение, реже работали с кейсами. В качестве кейса мы получали задание изучить информацию, например, о социально-политическом, экономическом положении стран Африки, а затем ответить на вопросы для решения выявленных проблем.

На онлайн-курсе по обществознанию в Фоксфорде я повторял основы классической олимпиадной программы, а в ЦПМ расширял базу знаний и практиковался в дискуссиях и анализе текстов.

Как проходит Всероссийская олимпиада

В первом туре школьникам предлагается ряд задач — открытые вопросы по культурологии, философии, экономике, политологии и социологии. Нужно проанализировать данные и сформулировать ответ.

Второй тур подразумевает анализ текста. У нас было три текста из разных парадигм объёмом примерно 10 страниц. Требовалось вывести общую идейную основу предложенных материалов, критически оценить её и сформулировать свои предложения.

Третий, устный тур, выявляет практические умения участников олимпиады. На подготовку выступления даётся 45 минут, после чего нужно прокомментировать тему с определенной позиции. Мне, например, досталась ситуация реформы образования в стране очень похожей на Великобританию. Нужно было либо сохранить сословный принцип доступа к образованию, либо выбрать либеральный путь, либо предоставить привилегии низшим слоям общества.

Я рассчитывал стать призёром олимпиады, так как очень долго и целеустремленно готовился, но на самой олимпиаде уже не было никаких надежд, а только усталость и желание поскорее закончить. Заключительный этап длился целую неделю, и это было морально тяжело.

Удивительно, но волнения ни на первом, ни на втором, ни даже на третьем туре у меня не было, только когда сидел перед жюри. Самый сильный стресс я испытывал на церемонии награждения, так как результаты устного тура не были заранее известны, и нас вызывали на сцену по очереди.

Забудьте о личном времени

Если вам интересен предмет, помните, что в олимпиадную подготовку нужно приходить целеустремленным, верить в свои силы и быть готовым пожертвовать личным временем.

До олимпиад я был отличником, а потом занятия обществознанием стали отнимать всё время, и появились «четвёрки». Чтобы занимать призовые места, нужно отдаться этому полностью и влиться в олимпиадное движение: посещать мероприятия, курсы, ездить на интенсивы.

Как побеждать в олимпиадах по обществознанию

books 1 2

1. Читайте научную литературу и базовые учебники по социологии Н. Смелзера и Э. Гидденса, К. Сорвина и А. Сусоколова. По политологии советую учебники А. Мельвиля и Э. Хейвуда, по праву необходимо изучить Конституцию, Семейный и Уголовный кодекс, а также учебник С. Литинского и Н.Ростовцевой.

Читайте также:  как узнать что в вас влюблен мужчина

2. Самостоятельно прорешивайте задания прошлых лет ВсОШ и перечневых олимпиад.

3. Запишитесь на групповые занятия по подготовке — важно быть частью сообщества, находиться в олимпиадной атмосфере, обмениваться опытом с другими увлечёнными школьниками.

4. Участвуйте в интенсивах и выездных школах: так вы нарастите интеллектуальную массу, расширите кругозор, сможете сосредоточиться на подготовке. Во время выездов и дневных интенсивов вам не нужно думать о школе или отвлекаться на домашнюю рутину или друзей.

Успех в олимпиаде по обществознанию на ⅔ зависит от творческих заданий. Я знаю людей, которые почти не занимались прорешиванием олимпиад прошлых лет, а более свободно изучали социальные науки и завоевали призовые места. Теоретические познания обязательно нужно дополнять практическими навыками дискуссий и разработки проектов.

Если чувствуете, что у вас передозировка научной информации, разгрузите мозг приятным занятием. В такие моменты я ограничиваю поток научной литературы и читаю художественную. Недавно дочитал «Божественную комедию» Данте, читал Шекспира, а сейчас передо мной лежат «Мастер и маргарита» и «Фауст».

Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Подготовка к олимпиаде по обществознанию

Содержание:

Какие существуют олимпиады по обществознанию

Олимпиады дают возможность поступить в лучшие ВУЗы страны независимо от баллов, набранных на ЕГЭ. Именно поэтому тысячи школьников каждый год записываются на самые разные олимпиады, надеясь на выигрыш и поступление в университет своей мечты.

Существует несколько наиболее популярных олимпиад по обществознанию:

Олимпиады проходят в несколько этапов. Первый очень часто проводится заочно по Интернету. Следующие этапы могут потребовать личного присутствия, а иногда и устной защиты своих проектов.

Чтобы иметь шанс пройти все этапы и претендовать на призовые места, от школьника потребуется довольно много:

1. Знать весь школьный курс по обществознанию (возможно, в школе или с репетитором школьник ещё не успел пройти тему «Право», что ж, очень жаль, но никто не освободит его от вопросов по этой теме на олимпиаде, и если запланировано принять участие в олимпиаде в 11 классе, то уже в 10 необходимо выучить весь материал).

2. Отлично владеть навыками письменной и устной речи (ни одна из олимпиад не обойдется без эссе).

3. Знать информацию по предмету за рамками школьного курса. Прежде всего, понадобится освоить теории государства разных философов и основные философские направления (грубо говоря, необходимо выучить сокращённый курс по истории философии).

Статьи по философии для подготовки к олимпиадам

В олимпиадах по обществознанию встречается много вопросов из истории философии. Задания касаются в основном взглядов конкретных философов или идей отдельных философских школ. Однако встречаются задания и типа «угадайте, чьё это высказывание» или «как зовут философа, изображённого на картинке».

Статьи, необходимые для изучения, если вы готовитесь к олимпиаде по обществознанию:

Школьный курс по обществознанию для подготовки к олимпиадам

Школьный курс необходимо знать отлично. Знания пригодятся не только на олимпиаде, но и на экзамене ЕГЭ по обществознанию (призовое место на олимпиаде не освобождает от ЕГЭ).

Статьи по школьному курсы хранятся на нашем сайте в разделе Справочник по обществознанию.

Источник

Как подготовиться к Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию самостоятельно

Содержание статьи

294617 5bb307ced2d0b5bb307ced2d48

Ежегодно во Всероссийской олимпиаде школьников участвуют тысячи детей и подростков. Однако получить хотя бы призовое место не так-то просто. Олимпиада предполагает уровень знаний, намного превосходящий школьный. И для того, чтобы не ударить в грязь лицом, недостаточно выучить учебник. Как готовиться к Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию? Можно ли сделать это, не обращаясь к репетитору? Ответ: да, можно. Хотя труда придется приложить очень много.

Стимулы участвовать в олимпиаде по обществознанию

Всероссийская олимпиада школьников – самый престижный интеллектуальный конкурс, призванный выявить талантливых детей и помочь им добиться успеха в жизни. Однако уважение, которое получает финалист – далеко не единственная награда. Школьники, ставшие победителями или просто призерами заключительного этапа, принимаются в высшие учебные заведения без вступительных экзаменов.

Кроме того, есть и материальный интерес. В 2018 году победители Всероссийской олимпиады школьников получили премию размером 200 тысяч рублей. Призеры тоже не остались без награды: каждому был выдан грант в 100 тысяч рублей.

294617 5bb3088eb44fa5bb3088eb4531

Когда нужно начинать готовиться

Самый правильный ответ – «как можно раньше». Однако на деле задумываться о подготовке к олимпиаде школьники начинают незадолго до школьного этапа или, того хуже, после его завершения, когда неожиданно выясняют, что стали победителями и выдвигаются в качестве участников от школы на городской или региональный этап. Как правило, в последнем случае времени на подготовку не хватает. Минимальный срок, необходимый, чтобы войти хотя бы в число призеров – 2-3 месяца. И это при условии, что у вас достаточно обширные знания по обществоведческим дисциплинам.

Лучше всего начинать готовиться к олимпиаде за год или даже раньше. Например, вы планируете поступать в МГУ на бюджетное отделение; значит, уже с 9 или 10 класса необходимо читать дополнительную литературу, тренироваться в решении юридических и экономических задач, развивать логическое мышление.

Читайте также:  как понять что подросток употребляет соли

Что нужно знать, чтобы победить в олимпиаде по обществознанию

Олимпиада – не профильный экзамен, для успешной сдачи которого достаточно вызубрить школьный учебник и решить сотню-другую тренировочных заданий. Этот всероссийский конкурс призван в первую очередь выявлять талантливую, заинтересованную, способную нестандартно мыслить молодежь. Поэтому победить в олимпиаде школьников может лишь всесторонне развитый человек. А значит, вам нужно:

Наконец, претенденту на призовое олимпиадное место нужно много читать. И речь идет не только об учебной литературе. Многие задания предполагают, что вы знакомы, как минимум, с самыми знаменитыми произведениями мировой литературы.

294617 5bb308b29286b5bb308b2928a2

Какие задания могут встретиться на олимпиаде по обществознанию?

Вопросы для этого соревнования строятся так, чтобы проверить уровень обществоведческих знаний с максимального большого количества сторон. Поэтому и задания делятся на несколько разновидностей. На разных этапах, с небольшими изменениями по уровню сложности, встречаются вопросы следующих типов:

Кроме того, могут появляться и некоторые другие задания. Например, в отдельные годы школьникам предлагалось решить кроссворд. Порой организаторы вставляют в олимпиаду и своеобразный словарный диктант – несколько определений, к каждому из которых нужно вспомнить и записать подходящий термин.

Как подготовиться?

Для тренировки нужно не только получать теоретические знания, но и решать реальные олимпиадные задания. Их можно найти на многих сайтах, например, «Олимпиада.ру». На этом ресурсе не только собраны бланки вопросов за полтора десятка лет, но и приведены ответы, которые позволят вам проверить себя.

Оптимальный алгоритм тренировки выглядит так:

И не забывайте решать олимпиадные задания! Делайте это как можно чаще и, если допустили ошибку, обязательно находите информацию по проблемному вопросу. Например, вам достался такой вопрос:

294617 5bb308d1df32e5bb308d1df367

Скорее всего, в первый раз вы не сможете правильно решить эту задачу, ведь в школе редко уделяют много времени экономическим задачам. Значит, вам нужно открыть учебник экономики и разобраться, что такое альтернативная стоимость. Или просто ввести соответствующий запрос в Гугле. Прочитайте объяснение темы, посмотрите примеры решения задач. После чего вернитесь и еще раз решите задание, с которым возникла проблема. Ответ совпал? Поздравляю, можете переходить к следующей теме!

Как успеть все выучить?

294617 5bb3091b2ae155bb3091b2ae4fЕсли времени до олимпиады еще много, можете заниматься темами поочередно. Составьте график, в котором запишите, сколько дней вы можете потратить на каждый раздел. Если же отправляться на конкурс нужно уже через неделю или месяц, повторяйте несколько тем параллельно. Например, сегодня вы изучаете роль государства в экономике. Ваша задача:

В идеале стоит дополнительно написать эссе по любой цитате, связанной с пройденной темой. Но в случае поздней подготовки времени на это может не хватить. Поэтому лучше сделать упор на те задания, которые вы сможете выполнить с наибольшей вероятностью. Если до олимпиады две недели и вы совершенно не понимаете, как решать задачи по экономике – забудьте о них. Занимайтесь теми вопросами, которые вам более или менее понятны. Так вы получите в общей сложности больше баллов, чем если потратите все свое время на разбор сложной темы и не успеете повторить понятные вам разделы.

Источник

Что нужно знать для олимпиады по обществознанию

IV8CPEhawxsLPRjIu

Итак, ты решил выиграть Олимпиаду по Обществознанию!

Возможно, прочитав наш краткий гайд по подготовке к Олимпиаде по Истории ты решил, что с обществом будет проще – мол, ну что там, Маркса с Кантом мы все знаем, а вот Епифаний Премудрый это кто?

Главная проблема при подготовке к обществу в том, что такой науки как «Обществознание» нет, это только школьный предмет, который пытается вместить в себя корпус знаний из Психологии, Социальной психологии, Социологии, Политологии, Культурологии (еще не устал от –логий?) и Экономики с Правом

При решении заданий Олимпиады тебе встретятся и древнегреческие философы и задачи на логику, и правовые ситуации и формулы из экономики. Что и определяет специфику подготовки к Олимпиаде. Ибо есть отдельные Олимпиады по МХК, Праву и Экономике, а есть ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, которое включает в себя всё:)

IV8CPEhawxsLPRjIu

Но хватит лирики, перейдем к конкретным предложениям:

I. Всё так же необходимо освоить Базовый уровень школьной программы. Учебники Боголюбова и Данилова, Кравченко и Никитина тебе в помощь. А также рабочие тетради к ним.

На этом этапе предлагаем тебе для подготовки составить:

1. Словарь терминов. Они – термины – есть в тексте учебника, есть в конце и неисчислимое кол-во подборок можно найти на просторах этого вашего интернета

2. Словарь персоналий. Опять же, краткая информация про каждого встретившегося тебе в учебнике – кто такой, когда жил, чем знаменит, и если он автор какой-либо цитаты то почему именно он и именно так и сказал. Например, в учебнике Боголюбова для 8-го класса есть цитата Альберта Швейцера «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей» и даже даны годы жизни этого замечательно человека и еще и сказано что он немецко-французский врач и философ – прочтите в той же вики статью о его интересной судьбе!

Читайте также:  что нужно кушать при диарее взрослым

IV8CPEhawxsLPRjIu

II. Повышенный уровень

Список литературы must read:

IV8CPEhawxsLPRjIu

IV8CPEhawxsLPRjIu

IV8CPEhawxsLPRjIu

IV8CPEhawxsLPRjIu

IV8CPEhawxsLPRjIu

К уже имеющимся словарям добавляем данный далеко не полный и приблизительный список терминов и персоналий:

Онтология; Гносеология; Эпистемология; Этика; Эстетика; Антропология; Герменевтика; Феноменология; Материализм; Идеализм; Гностицизм/Агностицизм; Реализм; Номинализм; Концептуализм; Интуитивизм; Персонализм; Сенсуализм; Скептицизм; Рационализм; Иррационализм; Эмпиризм; Номинализм; Атомизм; Томизм (Неотомизм); Схоластика; Патристика; Креационизм; Позитивизм; Структурализм; Прагматизм; Утилитаризм; Аскетизм; Гедонизм (Эвдеменизм); Цинизм; Конвенционализм; Космизм; Монизм; Сенсуализм; Солипсизм; Фатализм; Стоицизм; Утопизм; Экзистенциализм; Семиотика(Семантика); Славянофильство; Западничество; Теософия.

Фалес и философы из Милета(Гераклит, Анаксимен, Анаксимандр); Пифагор; Демокрит; Протагор, Зенон, софисты и апории; Сократ; Платон; Аристотель; Диоген; Эпикур; Цицерон; Тит Лукреций Кар; Марк Аврелий;

Лао-Цзы; Даосизм; Конфуций; Конфуцианство; Дзен; Легизм; Заратустра; Зороастризм

Буддизм; Индуизм; Кришнаизм; Ислам (суннизм, шиизм); Христианство (православие, католицизм, протестантизм); Августин Блаженный; Фома Аквинский(Пять доказательств бытия Бога); Пьер Абеляр; Уильям Оккам и его бритва; Мишель Монтень; Никколо Макиавелли; Эразм Роттердамский; Философия ренессансного естествознания (Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Галилео Галилей); Социальный утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы; Мартин Лютер; Жан Кальвин;

Рене Декарт; Френсис Бэкон; Джон Локк; Томас Гоббс; Блез Паскаль; Бернар Спиноза;

Девид Юм; Джордж Беркли; Готфрид Лейбниц; Дени Дидро; Вольтер; Шарль Монтескье; Ж.Ж. Руссо; Жан Кондорсе; Иммануил Кант; Иоганн Фихте; Людвиг Фейербах; Фридрих Шеллинг; Георг Гегель; Иоганн Гердер; Артур Шопенгауэр; Фридрих Ницше; Серен Кьеркегор;

Адам Смит; Первые коммунисты (Оуэн, Сен-Симон, Фурье); Пьер Прудо́н; Карл Маркс; Фридрих Энгельс;

Огюст Конт; Герберт Спенсер; Макс Вебер; Эмиль Дюркгейм; Георг Зиммель; Арнольд Тойнби; Освальд Шпенглер; Джордж Мур; Бертран Рассел; Людвиг Витгенштейн; Рудольф Карнап; Карл Поппер; Томас Кун; Имре Лакатос; Мартин Хайдеггер; Эдмунд Гуссерль; Альбер Камю; Ж-П Сартр; Анри Бергсон; Хоссе Ортега-и-Гассет; Эрнст Кассирер; Герберт Маркузе; Ги де Бор; Зигмунд Фрейд; Карл Юнг; Альфред Адлер; Эрих Фромм; Виктор Франкл; Фриц Перлз; Абрахам Маслоу; Карл Роджерс; Роло Мэй; Ирвин Ялом; Карл Ясперс; Теодор Адорно; Ю́рген Ха́бермас; Макс Хо́ркхаймер; Элвин Тоффлер; Гастон Башляр; Луи Пьер Альтюссе́р; Ролан Барт; Жан Франсуа Лиотар; Жак Лакан; Жан Бодрийя́р; Герберт Маклююэн; Дьердь Лукач; Джон Дьюи; Чарльз Пирс; Уильям Джеймс; Отто Вейнингер; Жиль Делез; Мишель Фуко; Жак Деррида; Пьер Бурдьё; Энтони Гидденс; Эрвинг Гоффман; Антиутопии XXв.(Замятин, Оруэлл, Хаксли, Бредбери);

Феофан Прокопович; Михаил Ломоносов; Александр Радищев; Петр Чаадаев; А.И.Герцен; К.Д.Кавелин; Т.Н.Грановский; А.С.Хомяков; И.В.Киреевский; С.Т.Аксаков; К.С.Аксаков; И.С.Аксаков; Г.Г.Шпет; Николай Бердяев; Иван Ильин; Владимир Соловьев; Сергей Булгаков; Семен Франк; Павел Флоренский; Алексей Лосев; Николай Данилевский; Николай Лосский; Василий Розанов; Александр Герцен; Николай Чернышевский; Георгий Плеханов; Петр Кропоткин; Михаил Бакунин; Петр Чаадаев; Иван Павлов; Лев Выготский; Алексей Леонтьев; Александр Зиновьев; Михаил Бахтин; Гео́ргий Щедрови́цкий; Борис Кагарлицкий;

Источник

По обществознанию «подготовка к олимпиаде»

0e88 00098467 491b1f44

Типовые задания на знание терминологии

(подготовка к олимпиаде по обществознанию)

1. Перед вами таблица. В первой её колонке помещен дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, укажите его значение по отношению к тому общественному явлению, которое дано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Термины и их значения

«Святыня, благочестие, набожность»

Преобразование окружающего мира

Перевод латинского и греческого термина

Термины и их значения

«Святыня, благочестие, набожность»

Преобразование окружающего мира

2. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«…в эпоху глобализации (1) национальное государство (2) постепенно теряет все классические атрибуты собственного суверенитета (3). Оно уже не может не только проводить независимую эмиссионную (эмиссия – 4) и бюджетную (бюджет – 5) составляющие, но и защищать собственное культурно-информационное пространство и поддерживать высокий уровень национальной идентичности. Под флагом «прав человека» оно ограничено в своем праве осуществлять юридический контроль над собственными гражданами (6)» (из книги: Т.Ю. Сидорина, Т.Л. Полянников «Национализм: теории и политическая история». М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006).

Задание: Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

3. Учёный должен грамотно писать понятия и термины и знать их значения. Впишите вместо пропусков правильные буквы и дайте определение.

hello html 14736bc6

4. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильные буквы вместо пропусков.

1) С _ Ц _ _ ЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Источник

Моя дача
Adblock
detector