Рекомендации для начинающих логопедов
Куда пойти начинающему логопеду? С чего начать работу с новым пациентом? Как обустроить рабочее место и организовать процесс? Какие документы обязательно нужны для работы? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
Начните с простых задач
Главная ваша задача как начинающего специалиста — получить первый опыт работы с клиентами. Решите, каких детей вы хотите обучать: дошкольников, школьников, детей с ОВЗ? Или, может быть, вам больше нравится работать со взрослыми?
Если пока не приняли решение, начните с простых задач. Устройтесь в логопункт при ДОО или начальной школе. Зарплата у начинающего логопеда невысока — от 12 тыс., но и проблемы с речью у воспитанников обычных детских садов и школ неглубокие (чаще всего это дислалия), а потому корректировать их несложно.
Подойдет для начинающих и логопедический центр — здесь вы сможете общаться с опытными специалистами, перенимать у них приемы работы. Наконец, у вас будет к кому обратиться, если возникнут сложности.
Изучите нормативные акты
В первую очередь это «Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденное распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75. В нем содержатся основные условия работы логопеда в дошкольных учреждениях и школах:
В Положении зафиксированы продолжительность и частота групповых и индивидуальных занятий для каждой категории учащихся разного возраста.
► Другие полезные документы:
Организуйте рабочий процесс с учетом режима работы учреждения
Основные задачи логопеда:
► Если вы работаете в детском саду или школе, в начале года проведите фронтальную диагностику и выявите детей с речевыми нарушениями. Результаты обследования занесите в речевую карту: это должны быть сведения о состоянии физиологического слуха, об особенностях строения артикуляционного аппарата, дыхания, общей и мелкой моторики, речевого развития.
Составьте расписание групповых и индивидуальных занятий. Чтобы не возникало путаницы, желательно, чтобы дети занимались в одно и то же время. Учтите общий режим дня, расписание уроков.
Логопед в ДОО должен действовать в связке с воспитателем, психологом и родителями. Только в этом случае будет виден эффект от занятий.
Выбирая методы работы, наблюдайте за ребенком. Опирайтесь на то, что ребенок знает и может сделать. Меняйте методы, которые не приносят результата.
Используйте имеющиеся пособия по максимуму
В продаже вы встретите массу развивающих пособий и игр. Логопеды без опыта работы часто стремятся приобрести всё и сразу, считая, что в этом заключается успех работы. Не спешите этого делать. Даже на ограниченном методическом материале можно организовать разнообразную работу с детьми. Главное — проявить фантазию.
Постепенно вы соберете свой набор пособий. Но для начала пусть у вас будет стол для работы, большое зеркало, маленькие индивидуальные зеркальца для каждого ребенка, медицинские перчатки и принтер. В качестве инструментов можно использовать подручные материалы, а картинки распечатывать самостоятельно.
Изучайте опыт других специалистов. Многие из них охотно делятся в интернете своими наработками с начинающими логопедами, и часто бесплатно.
Компьютер или интерактивная доска значительно расширят ваши возможности. Научитесь использовать ИКТ и создавать компьютерные презентации.
Правильно ведите документацию
Коррекционный процесс, который ведет учитель-логопед, фиксируется в следующих документах.
Не переставайте развиваться
Работа логопеда обширна и многогранна. Постепенно вы поймете, в каком направлении развиваться и каких знаний вам не хватает. Не стесняйтесь задавать вопросы другим специалистам, работающим рядом с вами, или в интернете.
В вузе вы получили неплохую базу — продолжайте совершенствоваться, чтобы стать хорошим специалистом. Приходите на курсы повышения квалификации к нам, в АНО «НИИДПО».