- Советы эксперта: как сдать ОГЭ по географии
- Шпаргалка для подготовки к сдаче ОГЭ по географии для учащихся 9 классов
- ОГЭ-2020 по географии. Разбор демоверсии
- Что изменилось?
- Задание 1
- Комментарий
- Для справки
- Задание 2
- Комментарий
- Версия задания 2 в 2019 г.
- Комментарий
- Задание 3
- Комментарий
- Задание 4
- Комментарий
- Аналог задания 4 в 2019 г. — задание 6
- Комментарий
- Еще один вариант задания 4
- Комментарий
- Задания 5-6 (аналогичны заданиям 10-11). Синоптический анализ карты
- Комментарий
- Комментарий
- Задание 7. Определение географических координат
- Комментарий
- Задание 8 (в 2019 году было под номером 27)
- Комментарий
- Задание 9
- Комментарий
- Задание 10
- Комментарий
- Задание 11
- Комментарий
- Задание 12
- Комментарий
- Задание 13 (Расчетная задача)
- Комментарий
- Другие расчетные задачи из задания 13
- Задание 14 (в прошлом году было под номером 4)
- Комментарий
- О каких еще явлениях может идти речь в этом задании?
- Задание 12 (2019 г.)
- Комментарий
- Задание 15. Геоэкология
- О чем важно знать?
- Типичные задания с выводами 16-17 (были под номерами 28-29)
- Задание 29 (2019 г.)
- Комментарий
- Задание 18 (в 2019 г. было под номером 27). Анализ климатограмм
- Комментарий
- Задание 19 (в 2019 г. было под номером 24)
- Комментарий
- Задание 20 (в 2019 г. было под номером 25)
- Комментарий
- Задание 21 (было под номером 13)
- Комментарий
- О чем еще спрашивают в задании 21
- Задания 22-23 (в 2019 г. были под номерами 8-9). В чем суть?
- Комментарий
- Комментарий
- Какими еще могут быть задания 22-23?
- Задание 24 (множественный выбор)
- Комментарий
- Задание 25 (раньше было под номером 17)
- Комментарий
- Задание 26 (было под номером 5)
- Комментарий
- Задания 27-29
- Комментарий
- Комментарий
- Комментарий
- Варианты тех же заданий (27-29)
- Задание 30 (заключительное)
Советы эксперта: как сдать ОГЭ по географии
Я работаю с учениками в школе и готовлю ребят к ОГЭ по географии в качестве репетитора. Главный аргумент, который я из года в год слышу от своих учеников: «География — это несложно. Биологию я не потяну, там учить много, историю тем более, там вообще можно закопаться, а вот география попроще». Многие ребята, которые не имеют каких-то конкретных предпочтений по выбору предметов на ОГЭ, сдают географию из-за того, что она кажется простой.
По своему опыту могу сказать, что эта «простота» объясняется, в первую очередь, тем, что на экзамене можно пользоваться источниками информации. Школьники могут взять с собой на экзамен атласы с картами с 7 по 9 класс. Атласы могут быть любого издательства, но должны быть рекомендованы для школьников Министерством образования. Конечно, наличие карт по всем темам облегчает поиск верного ответа на вопросы, главное — научиться этими картами правильно пользоваться.
В школе географию изучают в 5 и 6 классе один час в неделю, с 7 по 9 класс — два часа в неделю. В 10 классе предлагается на выбор: либо заниматься два часа в неделю и пройти программу за один год, либо заниматься один час в неделю и разделить программу на два года. Курс географии выстроен так, что в 5-7 классах школьники изучают общее землеведение, физическую географию и страноведение, а 8 и 9 классы посвящены только географии России. Чтобы сдать ОГЭ по географии, нужно знать весь материал курса, начиная с 5 класса. Поэтому необходимо дополнительно заниматься либо самостоятельно, либо с преподавателем, чтобы вспомнить и проработать все темы предмета за все годы обучения.
Работа состоит из 17 заданий базового, 10 заданий повышенного и трех заданий высокого уровня сложности. Но разделение вопросов по уровням не всегда объективно. Для некоторых учеников базовые задания намного сложнее, чем задания повышенного и высокого уровня.
При том, что заявленный уровень вопросов отличается, разграничения в баллах фактически нет. Только за два задания (№ 15, № 20) можно получить по два балла. Все остальные задания оцениваются в один балл. Таким образом, за всю работу максимально можно набрать 32 первичных балла. Пятерка ставится за результат от 27 баллов, четверка — от 20 баллов, тройка — от 12 баллов.
Наибольшие трудности у школьников вызывают особенности основных отраслей хозяйства России, природохозяйственные зоны и районы. К этим темам относятся задания № 5 и № 23. Это объемные и сложные разделы, которые проходят в 9 классе в рамках экономики и хозяйства России. Мне кажется, что эти социально-экономические темы в 9 классе некоторым ребятам еще просто не по возрасту. Они становятся понятными и интересными, когда уже накоплен какой-то жизненный опыт.
К самым простым темам можно отнести математическую основу карты — систему координат, масштаб. С темой «Природопользование» у ребят тоже редко возникают вопросы.
Тренироваться как можно больше в решении задач. Во время подготовки необходимо обязательно использовать те атласы, которые ученик потом возьмет на экзамен. Если готовиться по одним атласам, а на экзамен идти с другими, не будет привычного образа. В атласах каких-то изданий может не оказаться определенных карт, и школьник может растеряться. Лучшая стратегия подготовки к ОГЭ по географии — это отработка материала и решение наибольшего количества заданий по разным темам.
Здесь все зависит от того, какая цель у ребенка. Очень многие хотят получить хотя бы четверку и забыть об этом экзамене. В этом случае надо отрабатывать базовые задания до автоматизма, решать как можно больше вариантов. Если цель — получить пятерку или даже есть претензия на высший балл, нужно уметь решать еще и сложные задачи, детально проработать все темы курса географии и очень хорошо уметь работать с картой.
Каждый год среди моих учеников есть кто-то, кому удается набрать максимальные 32 балла. Если посмотреть статистику 2017 года по Московской области, то мы увидим, что максимум получили около 1% школьников, пятерку — 20%, четверку — 42%, не сдали экзамен примерно 1% девятиклассников. Средний балл составил 3,82 по пятибалльной шкале.
Школьникам предлагается график, таблица или климатограмма со статистическими данными, и надо рассчитать, например, миграционный прирост, естественный прирост, рождаемость и смертность, амплитуду температур, плотность транспортной сети. Ответы чаще всего необходимо рассчитать по формуле. При подготовке обратите внимание на определения географических понятий в разных темах, выучите расчетные формулы.
В ответе авторы чаще всего пишут единицы измерения. Если, например, требуется рассчитать плотность населения, а в ответе вписать количество человек на квадратный километр, это и есть подсказка. В единицах измерения в ответе нам уже показали формулу расчета.
Чаще всего здесь предлагают расположить города в порядке увеличения или уменьшения численности населения. Нужно открыть карту по этой теме, внимательно изучить условные знаки, найти эти города и по условным обозначениям выстроить нужную последовательность.
Не стесняйтесь делать пометки в КИМаХ! Около каждого города подписывайте численность населения и дальше, отложив карту, составляйте последовательность.
Участникам экзаменов предлагается топографическая карта местности. Требуется подобрать на ней участок под предложенную ситуацию. Это может быть, например, катание на лыжах, закладка фруктового сада, футбольного поля. Нужно выбрать участок и объяснить, почему вы предпочли именно его.
Внимательно просмотрите условные знаки и прочитайте по ним карту. Задайте вопрос: какими условия должны быть? И дальше уже сравнивайте участки. Например, для катания на лыжах не подходит участок с лесом, для футбольного поля мы не выберем участок на склоне горы. Сформулировать ответ нужно внятно и коротко. Например: «Я выбираю этот участок, потому что соблюдены такие-то условия». Или от противного: «Я выбираю этот участок, потому что на двух других не соблюдены такие-то условия».
В этом задании необходимо сопоставить климатограмму с картой. На климатограмме показаны температура воздуха, осадки по месяцам, а также общее количество осадков, выпадающих за год. Школьник должен определить, какому региону мира соответствуют эти данные.
Во время подготовки к экзамену необходимо составить таблицу с характеристикой климатических поясов, где в столбцах должны быть отображены температуры воздуха по месяцам, количество осадков и сезон их выпадения. Благодаря этому школьник будет понимать, какие условия действуют в различных климатических поясах. А уже во время экзамена нужно работать с климатической картой 7 класса, сопоставляя имеющиеся данные.
В условии дана таблица, где собраны данные метеонаблюдений по четырем городам (географические координаты, высота над уровнем моря, средняя температура в июле и январе, среднегодовое количество осадков). Далее предлагается четыре утверждения, из которых, проанализировав таблицу, нужно выбрать верное.
Каждый вариант утверждения состоит из двух частей. Например: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков». Я предлагаю своим ученикам разобрать каждое из предложенных утверждений следующим образом. Первое: берем четыре города и нумеруем их в порядке с северо-запада на юго-восток. Второе: работаем со второй частью утверждения и нумеруем города по количеству осадков — от большего к меньшему. Если обе составленные последовательности совпали, значит утверждение верное.
Шпаргалка для подготовки к сдаче ОГЭ по географии для учащихся 9 классов
Шпаргалка для подготовки к ОГЭ по географии 2019.
Составитель: Жигайлова А.Ю. МОУ «СОШ № 36»
Первые 10 стран по площади территории: 1. Россия, 2. Канада, 3. США., 4. Китай., 5. Бразилия., 6. Австралия.,
7. Индия., 8. Аргентина., 9. Казахстан., 10. Судан.
Страны и их столицы (атлас 7 класс. «Политическая карта мира» или «Страны мира»).
№2 . Страны, граничащие с Россией. Крайние точки.
Крайняя восточная точка РФ находится в западном полушарии.
№3. Вопросы о климате России.
Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.
Макс. кол-во осадков: г. Сочи, г. Петропавловск-Камчатский, Мин.кол-во осадков: г. Астрахань, г. Якутстк. Самое жаркое лето – г. Астрахань. Самая холодная зима-г. Якутск.
Землетрясения, вулканы – Камчатка, Курильские о-ва; пыльные бури, засухи, суховеи – Астрахань, низовья Волги; лавины, обвалы, сели – все горы; цунами – около Охотского моря; таяние ледников – на берегу морей; многолетняя мерзлота – Атлас 8 класс «Водные ресурсы».
№5. Вопросы по экономике России.
Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.
Западная Сибирь – нефть, газ. Кемерово – уголь. Курская обл. – железо. Европейский Север-лес. Волга- машиностроение. Юг РФ – с/х.
№6. Вопросы о заповедниках.
Атлас 8 класс. « Природные святыни России» или «Особо охраняемые природные территории» + «Административно-территориальное деление РФ» («Федеративное устройство РФ»)
№7. Плотность населения РФ.
№8 .Вопросы по графикам.
Определить по графику, таблице необходимую величину.
Естественный прирост = Рождаемость – Смертность ЕП= Р-С
Смертность = Рождаемость – Естественный прирост С= Р- ЕП
Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция МП= И-Э Иммигранты – приехавшие, эмигранты-уехавшие
Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие
Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост
Плотность населения = Численность населения
Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей
Естественная убыль – самый отрицательный ЕП.
№10 . Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.
Вопрос по синоптической карте.
В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)
В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)
В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)
Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт
Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия
Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)
Смог образуется в центрах черной металлургии
Природные ресурсы
Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов
(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)
№13 . В каком высказывании говорится о процессе:
Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни (увеличение горожан)
Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое (переезд, въезд, смена места жительства)
Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений (родилось, умерло)
Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью
Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова, половодье).
Дельта реки — низменность у устья реки, сложенная речными наносами.
Доли́на реки — отрицательная, линейно-вытянутая форма рельефа с однообразным падением.
Бассейн реки — район земной поверхности, с которого в данную реку собираются все атмосферные осадки, питающие ее.
Барханы- песчаные холмы, гейзеры – горячая вода под давлением.
Погода – состояние тропосферы в данном месте в данное время.
Климат – многолетний режим погоды определенной территории.
№14. Определить координаты.
Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)
Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)
Координаты: например, 40 0 с.ш.; 80 0 в.д.
Широта : северная и южная, отсчитывается
от экватора Долгота: западная и восточная, отсчитывается от Гринвича (нулевого)
з.д. в.д.
№ 15. Причины различных природных явлений:
Землетрясения, вулканизм (границы литосферных плит)
Континентальность климата (чем восточнее город, тем больше амплитуда t и меньше среднегодовое кол-во осадков)
Многолетняя мерзлота (резко-континентальный климат, холодная зима, мало снега)
Отсутствие осадков в пустыне (тропический климатический пояс – сухие воздушные массы, берега омываются холодным течением).
Большая суммарная радиация (тропический климатический пояс – повышенное давление и нет облачности. Чем ближе к экватору – тем больше угол падения солнечных лучей)
Тропические циклоны (приводят к природным явлениям – наводнениям и цунами)
Образование оврагов (перепады высот +большая степень распаханности территорий)
Оползни (верхний слой пропитался дождевыми водами и стал тяжелым, уровень подземных вод поднялся, верхний слой пород соскользнул вниз по поверхности водоносного горизонта)
Почему люди селятся радом с вулканом и занимаются земледелием? (около вулканов плодородная почва + субтропический климатический пояс)
О́ползень — опасное явление, смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов.
Лави́на — значительный объём снежной массы, падающей или соскальзывающей с крутых горных склонов.
Сель — поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и вызываемый ливневыми осадками или бурным таянием снегов.
Цуна́ми — крупные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения, во время которых происходит резкое смещение участка морского дна.
№16. Задача на расчеты
Относительная влажность= меньшее
Определить температуру на вершине горы. 1) высоту горы /1000, результат умножить на 6.
2) Из температуры у подножия отнять полученный результат (1)
Определить высоту горы по разности атмосферного давления: 1) Из атмосферного давления у подножия отнять атмосферное давление на вершине. 2)полученный результат умножить на 10,5
Определить соленость— количество солей в граммах, растворенное в1 литре (кг.) воды. (Измеряется в промилле %0, если соленость 15%0, то в литре воды растворено 15 грамм солей)
№17. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения.
Атлас 9 класс. Ката плотность населения. Смотрим города по кружочкам (пунсонам).
Города миллионеры России:
№18. Определить расстояние по топографической карте.
1.Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба (например, в 1 см.100 м)
№19 . Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта
С
З В
№20 . Определить какой из участков подходит для:
-Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)
-футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)
— фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога) Южный склон- цифры на горизонталях обращены вверх.
№21. Определить какой профиль подходит (по высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)
Сначала определяем высоту точки А, далее высоту точки В. Если протекает река, то на профиле изображается углубление. Чем ближе располагаются горизонтали друг к другу- тем круче склон. Отметки высот на горизонталях своим верхом обращены в сторону повышения рельефа.
№22 .Карты какого района нужно выбрать для тог, чтобы изучить территорию….
Атлас 8 класс «Административная карта», 9 класс «Экономическое районирование» или «Географическое районирование»
№ 23. Природные ресурсы: лесные, водные, полезные ископаемые. Например, для ЦБК – лесные+водные, для азотных удобрений – много природного газа, для калийных удобрений – залежи калийных солей.
№24. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год
Атлас 8 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке.
№ 25. Слоган – регионы Атлас 8 кл Слоган – страна Атлас 7 класса
Белые ночи –Ленинградская обл, Карелия,
располагается в западном и восточном полушарии – Чукотский АО.
№26 . Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста
(от самого молодого до самого древнего).
Чем выше слои горных пород – тем моложе
№ 27. По климатограмме определить точку на карте.
Сначала определяем полушарие: СП (летние температуры выше, чем зимние) ЮП (зимние температуры выше летних). Далее по графику определяем t января и июля, по столбчатой диаграмме среднегодовое кол-во осадков. Сопоставляем данные с Атласом 7 класс «Климатическая карта» либо по карте климата отдельных материков.
Арктика, субарктика – t низкие весь год, осадков мало.
Субтропики – t высокая, жарко, осадки – зимние
Тропики – t высокая, жарко, осадков нет или очень мало (если прибрежная территория)
Субэкваториальный – t высокая, жарко, осадки –летом
Экваториальный – t высокая, жарко, осадков много весь год (ливни)
№28 . Задания по таблицам. Анализируем таблицы
Сначала рисуем схему по градусной сетке расположения всех четырех точек. Далее определяемся в каком направлении сменяют друг друга населенные пункты (точки)
— Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим. (т.е. солнце в зените)
23 сентября – день осеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)
22 июня – день летнего солнцестояния (солнце в зените над северным тропиком)
21 марта – день весеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)
22 декабря – день зимнего солнцестояния (солнце в зените над южным тропиком)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
ОГЭ-2020 по географии. Разбор демоверсии
Что изменилось?
Задание 1
Комментарий
Для справки
Важно составить список наиболее значимых объектов. В качестве примера приведем такой:
Задание 2
Комментарий
Изменилась форма задания: оно стало открытым (не содержит вариантов ответа). Но от этого не стало более трудным: открываем атлас; находим Смоленскую область, и определяем, с каким государством область граничит.
Версия задания 2 в 2019 г.
Комментарий
Задание посвящено российским границам. Пограничные государства целесообразно выучить. Только сухопутную границу Россия имеет с Латвией, Белоруссией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией и Китаем. Только морские границы — с США и Японией.
С остальными странами у России имеются участки как морских, так и сухопутных границ: в том числе с Норвегией (Баренцево море), Финляндией, Эстонией, Литвой и Польшей (Балтийское море); Украина, Грузия (Чёрное море); КНДР (Японское море).
Если ученик не выучил все границы нашей страны, ничего страшного: умение ориентироваться в атласе поможет найти правильный ответ на вопрос.
Задание 3
Комментарий
В заданиях этого типа требуется расположить регионы России по степени уменьшения или, наоборот, увеличения какого-то показателя.
Сопоставляем две карты о определяем зональные типы почв: Архангельская область —тайга —подзолистые (малоплодородные); Смоленская область —смешанные леса —дерново-подзолистые ( среднеплодородные); Воронежская область —степь —чернозем (самые плодородные).
Задание 4
Комментарий
Необходим атлас, где есть карта «Особо охраняемые природные территории» с заповедниками. Зона степей граничит с широколиственными лесами. А значит верный ответ — Приокско-Террасный заповедник на юге Московской области, куда «заходит» степная зона.
Аналог задания 4 в 2019 г. — задание 6
Комментарий
Необходимо выяснить по картам атласа, где (в какой природной зоне), расположены данные заповедники. Карта Особо охраняемые природные территории). Затем вспомнить, какие виды животных характерны для данной природной зоны.
По особенностям ландшафта очевидно, что это зона арктических пустынь. Значит заповедник — «Остров Врангеля» — «детский сад» белых медведей.
Еще один вариант задания 4
Комментарий
Задания 5-6 (аналогичны заданиям 10-11). Синоптический анализ карты
Комментарий
Необходимо рассмотреть ситуацию в каждом городе. В районах Новороссийска и Салехарда формируются антициклоны (буква В —высокое давление, значит антициклон). С Тюменью —неясно. И только Благовещенск находится в зоне действия циклона, о чём свидетельствует буква Н —низкое давление, значит —циклон.
6. Карта погоды составлена на 27 апреля 2013 г. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное потепление?
1) Благовещенск
2) Абакан
3) Петрозаводск
4) Элиста
Комментарий
Для того чтобы в городе существенно потеплело, туда должен прийти тёплый воздух в результате прохождения тёплого атмосферного фронта. Таким условиям удовлетворяет снова Благовещенск. Противоречия нет: приход циклона обычно сопровождается потеплением. В Элисте и Абакане погода устойчива. А к Петрозаводску приближается холодный фронт.
Задание 7. Определение географических координат
Определите, какой из городов, являющихся столицей республики в составе РФ, имеет географические координаты 62°с.ш. и 34°в.д.
Комментарий
Речь идет о столице республики, которая расположена в западной части РФ (маленькое значение долготы) и в районе северного полярного круга (66,5°с.ш.).
Ответ: Петрозаводск — столица Республики Карелия.
Существуют еще похожие задания на определение полуострова, где находится точка, вулкан с координатами, страна и т.д.
Задание 8 (в 2019 году было под номером 27)
Во время экскурсии школьники сделали схематический рисунок залегания горных пород на обрыве в карьере.
Комментарий
Обычно в профиле представлены 4 породы, а в вариантах задания предлагается распределить только 3. Это дестабилизирует учеников. Как быть? Сначала смотрим на цифры, которой обозначена горная порода, и находим ее в легенде. Например, гранит под цифрой 1. Находим его на схеме и ставим напротив гранита единицу. Затем находим гранит (под цифрой 2) и кварцит (3).
Какие бы породы ни были бы представлены в разрезе (гранит, известняк, суглинок, супесь, морена, песчаник и т.д.) принцип общий: в реальности в подавляющем большинстве случаев более древние породы находятся внизу профиля, более молодые — вверху.
Значит сначала мы проставляем цифры, а потом прописываем последовательность: от самых молодых к древним.
Ответ: I вариант: 3, 2, 1. II вариант: 2, 1, 3.
Задание 9
Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
Комментарий
Задания с 9 по 12 выполняются с использованием топографической карты.
Тот же набор заданий, что и в 2019 году: определение направлений, расстояний, верного профиля, принятие решения о размещении профиля географических объектов на карте. Прежде, чем проводить измерения с помощью линейки, важно определить масштаб, потому что иногда в 1 см может быть 200 м, а не 100, как все привыкли.
Задание 10
Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.
Комментарий
На топографических картах направления определяются посредством стрелки север-юг, а также по рамкам карты. Север обычно бывает вверху, юг, соответственно, внизу, запад — слева; восток — справа.
Родник от башни находится в северном направлении, а церковь — в северо-восточном. В восточном направлении от башни проходит шоссейная дорога, а также расположен участок 1. Соответственно направление от Церкви в сторону башни окажется юго-западным.
Кстати, в этих заданиях ученики могут смело рисовать, считать на полях, делать какие-то пометки.
Задание 11
Комментарий
Ученики уже должны читать топографические карты, понимать, что такое горизонтали (расположены близко друг к другу — склон крутой; расположены далеко друг от друга — склон пологий). А цифры, расположенные как бы вверх ногами, на самом деле направлены в сторону повышения.
Линия А-В очевидно пересекает речную долину, а это — отрицательная форма рельефа (значит, не подходит 3). У нашей формы рельефа круче северный склон (А) (там горизонтали близко друг к другу). Значит верный профиль 4. Проверка: определим высоты точек А и В. А на карте чуть выше 102,5 м (103 м — совпало); В на карте — 107,5 м. (прямо на горизонтали) На профиле тоже самое.
Задание 12
Комментарий
Начнём с очевидного требования — шоссейной дороги: урожай должно быть удобно вывозить. Искомая дорога проходит у участков 2 и 1. (У участка 3 нет шоссе).
Из оставшихся необходимо выбрать участок, который лучше освещается солнцем. Необходим склон южной экспозиции. То есть такой, поверхность которого будет встречать солнечные лучи под большим углом. Солнце в наших широтах всегда оказывается с южной стороны небосвода. Значит на склоне южной экспозиции на карте окажется участок 2. «Склон южной экспозиции» —второй элемент верного ответа.
Склоны южной экспозиции: пояснения
Солнечные лучи «приходят» к земной поверхности параллельным пучком. Так как расстояние между Землей и Солнцем огромное, и Солнце намного больше по размерам, чем Земля.
Склон южной экспозиции —склон, обращённый к солнцу, то есть тот, на который солнечные лучи падают под большим углом (А). Склоны, на которые лучи Солнца падают под меньшими углами, являются склонами северной экспозиции.
Задание 13 (Расчетная задача)
Комментарий
Если в одном литре воды содержится 8 граммов солей, то в трёх литрах — 24 грамма (то есть в три раза больше). (В\О)
Средняя солёность вод Мирового океана — 35%. Возникает естественный вопрос о причинах низкой солёности вод Балтики? Это море внутреннее (изолированное), и поэтому его солёность может отличаться от среднеокеанической. На окружающей территории выпадает много атмосферных осадков; не слишком высокое испарение. В море впадает много рек, несущих пресную воду. Противоположное действие этих же факторов обусловило аномально высокую солёность (41%) Красного моря. (Высокое испарение, мало осадков, отсутствие крупных впадающих рек).
Другие расчетные задачи из задания 13
I вариант. Про Чукотское море со средней соленостью 30%. И вообще про любое из морей Мирового океана;
II вариант. Про атмосферное давление, которое с высотой понижается на 10 мм, на каждые 100 метров подъема;
III вариант. Про температуру воздуха, которая тоже понижается на 0,6°С, на те же 100 метров подъема;
IV вариант. Определение долей чего-то от чего-то (важное умение).
Определите долю городского населения в Республике Крым, если известно, что численность ее населения на 1 января 2017 г. составляла 1 912 168 человек, при этом в городах проживало 973 489 человек. Результат округлите до целого числа. (Типовое, как и про соленость).
Определение любой доли: меньшее число делится на большее, и умножается на 100. Результат округляется
Решение:
973 489 : 1 912 168 = 0, 509100;
0,509100 Х 100 = 50,9100
Округляем: 51% — доля городского населения в Республике Крым в 2016 году.
Задание 14 (в прошлом году было под номером 4)
Комментарий
Теперь в этом задании даны 5 вариантов регионов, а не 4, как это было раньше. Нужно знать, что такое снежные лавины.
О каких еще явлениях может идти речь в этом задании?
Задание 12 (2019 г.)
Комментарий
Задание 15. Геоэкология
Какие два из перечисленных видов хозяйственной деятельности способствуют предотвращению образования оврагов на склонах холмов в зоне лесостепей и степей? Запишите в таблицу.
1) Высаживание деревьев и кустарников
2) Выпас скота
3) Продольная распашка склонов
4) Ограничения использования минеральных удобрений
5) Террасирование склонов
О чем важно знать?
Типичные задания с выводами 16-17 (были под номерами 28-29)
Задание 29 (2019 г.)
Комментарий
Угол падения солнечных лучей окажется наименьшим в пункте, наиболее удалённом от Северного тропика, где Солнце 22 июня в зените.
Ответ: Сортавала.
Самым большим угол будет в самом южном из перечисленных городов (Уфа).
А вот задание не из демонстрационного варианта, а из сборника заданий для подготовки к ОГЭ:
Задание 18 (в 2019 г. было под номером 27). Анализ климатограмм
Комментарий
Если климатограмма похожа на ту, которая изображена на рисунке, то речь идет о пункте, который находится в Северном полушарии.
А если диаграмма выгнута вниз, показывая более низкую температуру в июле и более высокую — в начале и в конце года, то это Южное полушарие.
Если же ход температур на диаграмме практически ровный, то этот пункт расположен близко к Экватору.
Задание 19 (в 2019 г. было под номером 24)
Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) Республика Коми
2) Челябиская область
3) Хабаровский край
Комментарий
Задание 20 (в 2019 г. было под номером 25)
Комментарий
Слова «озер», «водопадом Кивач», «Телецкое озеро» и «горную» выделены в задании не будут, но здесь мы сделали это специально — чтобы обратить на них особое внимание. По ним легко ориентироваться и можно быстро вычислить регион из приведенного списка. Озера и водопад Кивач — это Карелия. Телецкое озеро, которое находится в горах (сразу понимаем, что регион горный), — это Алтай.
Ответ: А — 1, Б — 3.
Красным выделены реперные точки, на которые нужно ориентироваться:
Задание 21 (было под номером 13)
Комментарий
Вспоминаем, что такое режим реки. Режим реки — изменение уровней воды в реке в течение года (половодье, паводок, межень, ледостав).
О чем еще спрашивают в задании 21
Задания 22-23 (в 2019 г. были под номерами 8-9). В чем суть?
Комментарий
Если речь идёт о въехавших, то это ИММИГРАЦИЯ.
Далее читаем: 2009 —въехало 280 тыс.чел.; 2010 —192 тыс.чел. (мIn)(В/О); 2011 —357, тыс. чел; 2012 —418 тыс. чел.
23. Определите величину миграционного прироста населения РФ в 2013 году. Ответ запишите в виде числа
Комментарий
Какими еще могут быть задания 22-23?
Задание 24 (множественный выбор)
Комментарий
Задание 25 (раньше было под номером 17)
Расположите перечисленные города в порядке увеличения в них численности населения.Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
Комментарий
Задание 26 (было под номером 5)
Комментарий
Открываем соответствующую отраслевую карту. Если на этой карте города обозначены, значит это центры, если нет — нет.
Вместо городов могут быть субъекты РФ.
Алюминий получают посредством электролиза. Это —электроемкий процесс.Тонна металла требует 18 000 квт. электроэнергии.Самую дешевую электроэнергию дают гидроэлектростанции.Производство алюминия тяготеет к крупным ГЭС.
Предприятия по производству первичного алюминия:
Братск, Красноярск, Саяногорск (Восточная Сибирь), Волгоград (Поволжье), Краснотурьинск (Урал), Кандалакша, Волхов и Надвоицы Европейский Север).
По производству алюминия Россию до недавнего времени обгонял только Китай (но, с большим отрывом). На третьем месте Канада. Неожиданно много производят Саудовская Аравия и Катар («даровая«нефть и, следовательно, дешевая электроэнергия).
Задания 27-29
Антарктическая кругосветная экспедиция в декабре 2016 г. из порта Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 г. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и РГО. Экспедиция прошла по маршруту на судне «Академик Трешников», оснащенном современными лабораториями и тремя вертолётами. На борту находились студенты 50 стран мира, принимавшие участие в проекте «Морской университет РГО. В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством ученых проводили океанографические и метеорологические наблюдения в пределах арктического и субарктического поясов.
27. «Локализация» положение на карте, территории о которой идет речь в тексте.
28. Понятия и термины, используемые в тексте, их значение.
29. Объяснение особенностей того, о чем говорится в тексте, причинно-следственные связи: Почему. Чем объяснить и т.д.
27. С территории какого государства отправилась в плавание команда экспедиции?
Комментарий
Подсказка – Кейптаун. Территория ЮАР.
28. Какие типы воздушных масс формируют климат территории, о которой говорится в тексте?
Комментарий
Сказано, что исследования проходили в пределах арктического и субарктического климатических поясов. В Антарктическом — антарктические ВМ круглый год, в субантарктическом — летом (ноябрь март —умеренные ВМ.
29. Почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения экспедиции?
Комментарий
Варианты тех же заданий (27-29)
Задание 30 (заключительное)
detector