что нужно мыть перед намазом

ruki girliandy serdtse 144144 1280x720 Что значит
Содержание
  1. Частичное омовение тела
  2. Условия частичного омовения
  3. Обязательные действия частичного омовения
  4. Обстоятельства, нарушающие частичное омовение
  5. Желательные действия частичного омовения
  6. Нежелательные действия частичного омовения
  7. Как правильно брать омовение женщинам и мужчинам
  8. Условия для правильного омовения
  9. Что нужно говорить перед омовением?
  10. Как правильно делать омовение перед намазом?
  11. Что портит тахарат (омовение) у женщин и мужчин?
  12. Рекомендуемые действия во время омовения
  13. Нежелательные действия во время малого омовения
  14. О ритуальной чистоте в хадисах
  15. Условия малого омовения
  16. Обязательные действия (арканы) омовения
  17. Желательные действия (сунны) омовения
  18. Нежелательные действия при совершении омовения
  19. Когда желательно обновить омовение
  20. Случаи, когда особенно желательно находиться в состоянии омовения
  21. Что запрещается совершать тому, у кого нарушено омовение
  22. Порядок совершения малого омовения
  23. Вода для омовения

Частичное омовение тела

omovenie001 b

Всевышний Аллах в священном Коране сказал:

يأيّها الّذين آمنوا إذا قمتم إلى الصّلاة فاغسلوا وجوهكم و أيديكم إلى المرافق و امسحوا برءوسكم و أرجلكم إلى الكعبين

Смысл: «О вы, которые уверовали, когда вы захотите встать на намаз, будучи без омовения, мойте ваши лица и руки до локтей (включительно), протрите ваши головы (т. е. часть) и мойте ваши ноги до щиколоток (включительно)».

Знайте, что частичное омовение тела (вузуъ) также имеет определенные условия (шуруты) и включает в себя обязательные (арканы) и желательные (сунны) действия. Обязательные пункты – это те, без соблюдения которых омовение является недействительным. Рекомендуемые – те, при невыполнении которых омовение является действительным, но за соблюдение этих действий дается вознаграждение. Далее мы расскажем об условиях омовения, о способе его выполнения, перечисляя арканы и сунны.

Условия частичного омовения

Условиями частичного омовения тела являются:

1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды.

2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела.

3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые могут изменить цвет, вкус, запах чистой воды.

4. Отсутствие на моющихся частях тела какого-либо изолятора (например, лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с тем или иным омываемым участком тела.

5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения.

6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными составными частями (арканами), а какие желательными (суннами).

Помимо того, больные, которые страдают недержанием мочи, газов, кала, в том числе и женщины, находящиеся в состоянии истихазы (Истихаза – кровотечение из матки женщины при болезни), совершая частичное омовение тела, должны соблюдать еще и следующие условия:

1. Ждать наступления времени совершения намаза.

2. Подмываться.

3. Сразу после подмывания мужчинам необходимо закрыть отверстие полового члена ватным тампоном. Вата впитает в себя капли выделений и не даст им просочиться наружу. Или же необходимо, обертывать половой член чем-либо не пропускающим влагу наружу, если выделения обильные. Женщине следует вставить во влагалище ватный тампон, если она не соблюдает пост. Если же постится, то следует просто закрыть половой орган чем-либо, не пропускающим выделения наружу.

4. Сразу же после этого следует быстро совершить омовение.

5. После омовения необходимо сразу совершить намаз.

Состояние человека, который находится в таких обстоятельствах, называется «постоянным малым хадасом». Таким же образом для каждого обязательного намаза он должен обновлять омовение. Не следует забывать и о том, что одежда, включая нижнее белье, должна быть чистой.

Порядок совершения частичного омовения

1. Омовение начинается с мытья кистей рук. Bo время их мытья рекомендуется произнести: «А‘узу билляhи мина-щщайтани-рраджим» и «Бисмилляhи-ррахмани-ррахим» и вымыть руки, включая запястья, три раза.

2. Затем рекомендуется прополоскать рот и нос три раза, поднося воду правой рукой. Вначале воду берут в рот, а затем оставшуюся часть – в нос. Высморкаться желательно левой рукой, повторить три раза.

3. Необходимо иметь соответствующее намерение для обязательного омовения. Когда вода касается вашего лица, сделайте намерение сердцем: «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения (или вузуъ) ради Аллаха». Однако произнести вначале намерение языком является желательным (сунной).

При мытье лица, как и других омываемых частей тела, нет обязательных молитв, которые необходимо читать, поэтому для начала можно произносить «Шахаду»

(«ШАХАДА» – формула принятия и свидетельствования Единобожия.

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ

«Ашhаду алля иляhа илляллаh, ва ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh».

(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – Посланник Аллаха (мир ему и благословение)).

В последующем желательно выучить дополнительные специальные молитвы.

4. Далее, обязательной составной частью омовения является мытье лица (кожи и волос) полностью: от корней волос на голове до подбородка включительно, от одной ушной раковины до другой. Густую бороду достаточно мыть поверхностно (не до корней). Лицо также рекомендуется мыть три раза.

5. После этого обязательно один раз, но рекомендуется три раза помыть руки, включая локти. Сначала моем правую руку, а затем левую.

6. Затем обязательно один раз протереть часть головы смоченной в воде рукой, но желательно протереть три раза и полностью.

7. Рекомендуется также три раза протирать ушные раковины, как с внутренней, так и с внешней стороны.

8. Обязательно мыть ноги, включая щиколотки. При этом вода должна проходить между пальцами ног. Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево. Затем точно так же левой же рукой моют левую ногу. Рекомендуется же мыть их три раза, начиная с правой ноги.

На этом омовение завершается.

Обязательные действия частичного омовения

Из описанных выше действий частичного омовения тела, обязательными являются шесть:

1. Намерение. Оно обязательно должно быть выражено сердцем одновременно с мытьем лица, но желательно его произнести и вслух. Также необходимо осознавать обязательность данного омовения. Если вы начали мыть лицо до того, как сделали намерение, то обязательно необходимо повторить мытье вместе с намерением.

2. Полное мытье лица, от корней волос до подбородка, от одной ушной раковины до другой, включая волосы, растущие на лице: брови, ресницы, усы, волосы на висках и те, которые растут на лбу. Если у мужчины густая борода (сквозь которую не видна кожа), ее достаточно помыть поверхностно.

3. Мытье рук от кончиков пальцев до локтей включительно.

4. Протирание части головы – кожи или волос при условии, что протираемые волосы были непосредственно на границе головы.

5. Мытье ног, включая щиколотки.

6. Выполнение этих обязательных пунктов омовения строго в названной последовательности.

Обстоятельства, нарушающие частичное омовение

Частичное омовение тела нарушают следующие обстоятельства:

1. Выделения из переднего или заднего прохода, будь то обычные выделения (моча, кал и воздух) или необычные (камни, глисты, мазью и вадью), кроме спермы (которая не нарушает частичного омовения тела). В этом случае необходимо совершить полное омовение тела.

2. Прикосновение к коже человека противоположного пола старше 6-7 лет без изолятора, за исключением близких родственников (махрам), с которыми согласно Шариату нельзя вступать в брак (мать, отец, родная сестра, брат, мать жены или молочная сестра). Прикасаться преднамеренно к коже чужой женщины (аджнабийя), кроме жены, – грех, и нет разницы между молодой женщиной или пожилой, которая не вызывает возбуждения. При прикосновении к маленькой девочке до шести, семи лет, которая не вызывает возбуждения у нормального мужчины, омовение не нарушается. Омовение не нарушается при прикосновении к зубам, ногтям или волосам чужой женщины, хотя это является грехом, если совершено преднамеренно. Омовение не нарушается при прикосновении к коже посторонней женщины через изолятор (например, перчатки).

Читайте также:  memory remap feature что это в биосе asus

3. Потеря рассудка, сознания и наступление сна. Кто потерял сознание, рассудок, был в состоянии сильного опьянения или заснул, его омовение нарушается. Исключение – если человек спал, прижавшись к сидению так плотно, что невозможен был выход кишечных газов. Дремота не нарушает омовение. Дремота – это состояние, при котором человек слышит речь окружающих, но не понимает ее хорошо.

4. Непосредственное прикосновение ладонью к человеческим половым органам или кольцу анального прохода, своим или чужим, независимо от возраста и пола. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто прикоснулся к своему половому органу, пусть совершит омовение перед тем, как совершить намаз».

Ладонь – это сторона кисти, которая не будет видна, если соединить внутреннюю сторону кистей рук, расставив при этом пальцы. Прикосновение к ягодицам и к нечеловеческим половым органам не нарушает омовения. Также не нарушает омовения прикосновение к половым органам тыльной стороной руки или прикосновение через изолятор.

Состояние человека, который находится в одном из названных обстоятельств, называется «малым хадасом».

Запрещается при нарушении частичного омовения тела совершать намаз, таваф (хождение вокруг Каабы), прикасаться к Корану (но можно читать, не дотрагиваясь до него) и носить его.

Желательные действия частичного омовения

Желательными действиями при выполнении частичного омовения тела являются:

1. сидеть лицом к Каабе;

2. произнести: «Исти‘азу», «Шахаду» и затем «Басмалу» перед началом омовения;

3. вымыть руки до того, как опустить их в сосуд с водой, которая будет использована для омовения (даже если руки чистые);

4. чистить зубы сиваком (веточки и корни дерева арак);

5. прополоскать рот и нос и высморкаться. Их полоскание лучше выполнять одновременно, тремя пригоршнями воды, усердно, если не соблюдаете пост;

6. мыть лицо за его границами;

7. мыть руки и ноги выше обязательных границ (т. е. руки до плеч, а ноги до колен);

8. протирать полностью волосы на голове. Для этого желательно приложить большие пальцы к вискам, а указательные ко лбу, и протереть ими волосы до затылка и обратно.

9. протирать уши изнутри и снаружи. Это выполняется следующим образом: указательные пальцы кладутся в ушные отверстия и проворачиваются несколько раз, большими пальцами протирается внешняя часть, т. е. задняя часть уха, после этого желательно мокрыми ладонями слегка прижать уши. Желательно протирать их три раза, каждый раз обновляя воду;

10. протирать между пальцами рук и ног;

11. промывать густую бороду до корней волос;

12. начинать с правой стороны (например, если вы моете руки, то сначала моете правую, затем левую);

13. троекратно промывать каждую моющуюся часть;

14. мыть с протиранием;

15. помыть следующий орган до того, как высохнет предыдущий;

16. не расходовать сверх меры воду;

17. выпить немного из оставшейся после омовения воды;

18. после омовения побрызгать немного воды ниже пояса;

19. после совершения омовения рекомендуется произнести «Шахаду» и специальную мольбу.

Омовение того, кто не выполняет сунны, ограничиваясь обязательными действиями, принимается, но он упускает много вознаграждений. Также желательно, чтобы намерение сохранилось до завершения омовения.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто совершил омовение, как было велено, и выполнил намаз, как было велено, ему прощаются совершенные (во время между двумя намазами) малые грехи».

Нежелательные действия частичного омовения

Нежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются:

1. омовение частей тела более или менее трех раз;

2. мытье в начале левых частей тела, а затем правых (например, вначале мыть левую руку, а потом правую);

3. встряхивание воды с частей тела;

4. вытирание омытых частей тела полотенцем без необходимости;

5. чтобы воду при омовении наливал другой человек, если в этом нет необходимости;

6. совершение омовения водой, сильно нагретой на солнце в медной посуде (в жарких странах);

7. ведение посторонних разговоров при омовении;

8. совершение омовения в грязном месте (например, в туалете), где на тело и одежду могут попасть грязные брызги;

9. глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста, при котором вода может попасть вовнутрь;

10. для человека, соблюдающего пост, нежелательно пользоваться сиваком после полуденного намаза;

11. расходование воды сверх меры (т. е. более или менее 1 литра для частичного омовения).

zen

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Как правильно брать омовение женщинам и мужчинам

В этой статье рассмотрим, как правильно совершается ритуальное омовение (вуду) по Исламу. Брать омовение следует женщинам и мужчинам, если они желают прочитать молитву (намаз) или прикоснуться к Корану. Брать тахарат рекомендуется и перед сном – это сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Приведенные в статье правила относятся ханафитскому мазхабу, в Исламе есть 4 мазхаба, поэтому в других мазхабах могут быть отличия.

Условия для правильного омовения

Чтобы омовение (вуду) было правильным, следует знать некоторые условия, такие как:

Что нужно говорить перед омовением?

Какие слова говорить, что сказать перед началом совершения омовения? Прежде всего человек должен иметь намерение (ният) сердцем, можно повторить и вслух (необязательно). Примерно так: я намериваюсь совершить омовение с целью выполнения намаза или просто, чтобы быть в состоянии ритуальной чистоты.

А также, как и перед началом любого другого дела, верующему перед тахаратом желательно сказать «БИСМИЛЛЯХИР-РАХМААНИР-РАХИИМ». После этого можно приступить к ритуальному омовению.

Как правильно делать омовение перед намазом?

Как правильно делать омовение перед намазом женщинам и мужчинам? Ответ: нет разницы, для женщин и мужчин порядок совершения тахарата одинаков.

Чтобы брать правильное омовение (вуду), мужчины и женщины выполняют 7 действий:

Обязательность всей этой процедуры подтверждается аятами Корана:

«О уверовавшие! Перед намазом, омывайте ваши лица и руки до локтей, и протирайте головы, и (вымойте) ноги до щиколоток» (Сура Аль Маида 6-ой аят)

То есть, если даже один раз помыть все то, что приведено выше и при этом не сполоснув рот и нос, то омовение все равно считается выполненным (например, так делают если есть опасение что не хватит воды).

А что касается, мытья три раза, споласкивания рта и носа, то это из Сунны. И лучше делать все по Сунне, как положено три раза, чтобы быть уверенным в том, что вода попала в нужные места и омовение полноценное.

После выполнения всех вышеперечисленных действий, человек входит в состояние омовения, может читать намаз, держать в руках священные писания на арабском языке и будет защищен от нечистых сил. Состояние омовения длится до того времени, как человек испортит его.

Что портит тахарат (омовение) у женщин и мужчин?

Человеку который решил начать совершение пятикратного намаза, также следует знать, наряду с правилами ритуального омовения, и о том, какие действия нарушают омовение (тахарат, вуду).

Итак, что портит тахарат:

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Если кого-то стошнило, или у него началось носовое кровотечение, если вышли рвотные массы или же из полового органа начал выделяться «мази» (прозрачная жидкость), пусть он идет и обновит тахарат (омовение)» (Ибн Маджа; ад-Даракутни)

Указанием на то, что громкий смех во время молитвы портит омовение, служит хадис, в котором описывается случай, как во время молитвы в мечеть зашёл незрячий человек и упал в яму. Некоторые люди увидев это (скорее всего лицемеры и простой люд из бедуинов) начали громко смеяться. На это пророк (мир ему) рассердился и повелел им обновить омовение и заново прочитать намаз. (Аль Байхаки; Ад Даракутни)

В ханафитском мазхабе соприкосновение женщины и мужчины не портит омовение, а в других мазхабах, например в шафиитском (на Кавказе), данное действие портит тахарат, если даже случайно коснулся.

Читайте также:  что нужно есть для понижения сахара в крови

В ханафитском мазхабе прикосновение к половым органам, так же, не портит малое омовение. Доводом для этого служит хадис, где говорится, когда пророку (мир ему) задали вопрос на эту тему, он ответил: «Нет, ведь это тоже часть твоего тела» (ат Тирмизи; Ибн Хазм).

taharathanaТахаратхана (место для совершения омовения) в мечети

Рекомендуемые действия во время омовения

Нижеприведенные действия являются желательными во время данного религиозного ритуала:

Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «В Судный день будет защищен от оков тот, кто во время омовения протирал шею» (ад-Дайлями).

tahaarat

О ритуальной чистоте в хадисах

В статье были рассмотрены ответы на такие вопросы, как брать омовение женщинам, как брать тахарат мужчине, что портит тахарат и так далее. Если смогли помочь, то очень рады.

В религии Ислам уделяется большое внимание телесной чистоте, чистоте одежды и окружающей среды.

Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Воистину Аллах Всевышний является Благим и любит благое. Он чист и любит чистоту. Он щедр и Ему нравится щедрость, Он Великодушен, так держите же в чистоте ваши дома и не будьте же как иудеи».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину в День Суда моих последователей будут называть «гурран мухаджалина», людьми с белыми звёздами во лбу и белыми сияющими кольцами на руках и ногах, из-за следов омовения, так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это» (аль Бухари; Муслим).

Источник

Условия малого омовения

omovenieУсловиями малого и полного омовений являются:

1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды.

2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела.

3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые изменяют цвет, вкус, запах чистой воды.

4. Отсутствие на омываемых частях тела какого-либо изолятора (лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с кожей.

5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения.

6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными (арканами), а какие желательными (сунна).

7. Для женщин обязательно находиться в состоянии чистоты от менструаций и послеродовых выделений.

8. Совершение малого омовения для больных, которые страдают беспрерывным недержанием мочи, газов, кала, и для женщины, находящейся в состоянии истихазы (кровь, выделяющаяся из матки женщины при болезни), необходимо только после наступления времени намаза.

Обязательные действия (арканы) омовения

Арканами, то есть обязательными элементами омовения, являются:

1. Намерение. Оно делается сердцем одновременно с началом мытья лица.
2. Мытьё лица.
3. Мытьё обеих рук, включая локти.
4. Поглаживание головы намоченными руками (масху).
5. Мытьё обеих ног, включая лодыжки.
6. Соблюдение вышеприведённой последовательности исполнения арканов омовения.

Обязательным является мытьё всех омываемых частей тела по одному разу.

Если исполнены все арканы омовения, то омовение считается действительным. Если же не исполнен хотя бы один из этих арканов, то омовение недействительно.

Желательные действия (сунны) омовения

Для увеличения вознаграждения желательно не ограничиваться только исполнением арканов, а по возможности исполнять суннаты.

С намерением выполнить сунны омовения желательно:

Нежелательные действия при совершении омовения

Нежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются:

1. Излишняя трата воды (желательно расходовать не более одного литра воды.
2. Омовение каждой части тела более или менее трёх раз.
3. Стряхивание воды с рук.
4. Похлопывание руками по лицу при его мытье.
5. Вытирание полотенцем.
6. Наливание воды при омовении другим человеком.
7. Ведение посторонних разговоров при омовении.
8. Совершение омовения в грязном месте, где на тело и одежду может попасть наджаса.
9. Глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста.

Когда желательно обновить омовение

Обновить омовение желательно для любого обязательного намаза, после кровотечения – в частности из носа, после дремоты, рвоты, после громкого смеха в намазе, после поклёпа, сплетен, клеветы, лжи. А также после совершения любого греха, после умывания покойника, после перенесения покойного, после того как притронулся к усопшему, при гневе и при сомнении в нарушении омовения. Ибо по другим мазхабам в таких случаях омовение портится.

Случаи, когда особенно желательно находиться в состоянии омовения

В омовении желательно находиться всё время, особенно при чтении наизусть Корана и других религиозных книг, поминании Аллаха, чтении салавата, перед сном, при приёме пищи, посещении праведников и авлия. Кроме того, человек совершает омовение, собираясь посетить мечеть, нося религиозные книги, посещая кладбища или другие святыни (зияраты). При чтении из самого Корана обязательно находиться в омовении, ибо трогать Коран без омовения запрещается.

Что запрещается совершать тому, у кого нарушено омовение

Нарушившему омовение запрещено совершать намаз, суждатилавата (чтение Корана) и шукру (выражение благодарности), дотрагиваться до Корана, нести Коран и совершать таваф (обхождение вокруг Каабы).

zen

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Порядок совершения малого омовения

1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты[1]. При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.

2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.

3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта[2].

4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.

6. Трижды вымыть лицо.

7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую)[3].

8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос)[4].

9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей[5]; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею[6].

10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую[7].

После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем. В конце желательно[8] произнести следующие слова:

Транскрипция дуа: «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх. Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин. Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь. Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидина мухаммад ва ‘аля ээли мухаммад».

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ الله ُ وَحْدَهُ لاَ شَريِكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَّوَّابِينَ وَ اجْعَلْنِي مِنَ المْتُـَطَهِّرِينَ سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ أَنْتَ أَسْـتَـغـْفِرُكَ وَ أَتوُبُ إلَيْكَ وَ صَلِّ اللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ مُحَمَّدٍ

Читайте также:  амиксин и амоксиклав в чем разница

Перевод дуа:

«Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, у Которого нет сотоварищей. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и посланник. О Аллах! Причисли меня к кающимся и предельно чистым. Восхваляю Тебя, о Господи, и благодарю. Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Прошу прощения у Тебя и каюсь пред Тобою. Да благослови, о Всевышний, Мухаммада и род его».

По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода»[12]. Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха[13], «о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса»[14]. Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Творца (со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим») и завершенное вышеприведенное молитвой.

Вода для омовения

Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской.

О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем[15]] пригодно для употребления в пищу»[16].

Кроме того, для омовения можно использовать снег[17], при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной)[18]. Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль)[19].

В Священном Коране сказано:

«Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.

[2] Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ. Однако если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение « ‘умумуль-бальва», ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно. Важна естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны. Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты. Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их. Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.

[3] «Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» – «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» – «правильно» от «recht» – «правый» и т.д.).

[4] 1/4 часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.

[5] Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.

[6] Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Большая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.

[7] На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых. Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.

[8] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 255.

[9] Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.

[10] Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233–1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – «Рияд ас-салихин», «Арба‘унэ ан-нававия», «Минхадж ат-талибин».

[11] См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 80.

[12] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80.

[13] Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?–1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – «Аль-фатава», «Аль-амали», «Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис», «Шарх аль-васыт».

[14] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 126, 127.

[15] Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М., 2003. С. 54, 55.

[16] Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 4. С. 49, хадис № 1243, «сахих», а также С. 51, хадис № 1244, «хасан».

[17] Здесь подразумеваются исключительные ситуации, когда человек, живущий в северных широтах, в силу обстоятельств не может воспользоваться теплой водопроводной водой.

[18] См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 26.

[19] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 265.

Источник

Моя дача
Adblock
detector